Пляжные пионеры
Как и ожидалось, в первую очередь заинтересовались классификацией имиджевые и сетевые отели. Четыре получили категорию "пять звезд": резиденция "Крымский бриз" в поселке Парковое, отель "Ореанда" в Ялте, комплекс "Мрия" в поселке Оползневое. Четыре "звезды" заслужили пять отелей: "Алые паруса" в Феодосии, "Александрия" в Кацивели, "Пальмира-палас" в Курпатах, "Приморский парк" в Ялте и спа-отель "Ливадийский" в Ливадии. Три "звезды" присвоены ялтинским отелям "Левант", "Бристоль", "Палас" и "Ялта круглый год", а также вилле "Онейро" в Алупке, гостиничному комплексу "Империя" и дому семейного отдыха "Федор Шаляпин" в Евпатории. Категорию "без звезд" получил санаторий "Северное сияние" в Саках.
- Классификация для отеля - это возможность привлечь туристов, потому что "звезды" - общепринятая система подтверждения уровня сервиса, и туристы привыкли к алгоритму выбора места отдыха и сравнения ценовых предложений по "звездам", - говорит директор госпредприятия "Крымский туристский центр" Виталий Устюжанин.
Стараются не отставать от больших отелей и малые, которые хотят стать узнаваемыми и привлекательными для туристов.
- Для них звездность важна, потому что она означает более высокий статус, чем у соседних средств размещения, - рассказывает директор фирмы "Крым-курорт-стандарт", эксперт по классификации гостиниц Юрий Трифонов.
Со второй попытки
В зависимости от желаемой категории отели должны обеспечить уровень обслуживания и ассортимент услуг, предусмотренные системой классификации для той или иной степени звездности. Требования едины для всей страны и прописаны в порядке, утвержденном минкультуры РФ в июле 2014 года.
- В его основу положены рекомендации всемирной туристской организации о единых требованиях к отелям по всему миру, - говорит Юрий Трифонов. - В российском порядке классификации 701 пункт. Отелям категории "три-четыре звезды" нужно выполнить от 300 до 400 требований, поэтому с первого раза ни один не может пройти классификацию. Например, отель "Бристоль" обратился к нам в августе прошлого года, а получил свои три "звезды" только в ноябре. "Крымскому бризу" потребовалось четыре месяца, чтобы соответствовать заявленным пяти "звездам". Отель "Мрия" устранял недоработки с июня по декабрь 2015-го, хотя был построен в 2014 году по международным стандартам. С малыми отелями, требования к которым ниже, свои сложности: не все работают в правовом поле. Кто-то не зарегистрировал юрлицо, не имеет документов о праве собственности на строение и землю, не выполнил технические требования к таким объектам. А без этого классификацию не пройти.
Весь срок действия свидетельства о классификации, а это три года, отели должны соблюдать все требования. Если же для получения четырех "звезд" собственник отеля постелил ковры, а затем убрал, то может лишится этого статуса после повторной проверки.
- Считаю, что многим крымским отелям правильнее позиционировать себя на уровне двух "звезд", к которым меньше требований, чем к трехзвездочным, - продолжает Юрий Трифонов. - Ведь российский турист искушен и точно знает, что в трехзвездочном отеле полотенца должны меняться ежедневно, а не раз в три дня. И он разочаруется, если это будет не так. При этом к двухзвездочным требования ниже, а клиентов будет не меньше, потому что в России отдых эконом-класса очень популярен. Многие крымские отельеры начинают понимать, что лучше заявить меньше "звезд" и полностью им соответствовать, чем обмануть туриста и навсегда попрощаться с ним.
Набирает популярность и категория "без звезд", под которую подпадают многие мини-отели. Сейчас они не загружены, потому что в основном в Крым приезжают организованные туристы. Но после запуска моста через Керченский пролив на полуостров вернутся неорганизованные отдыхающие, для которых очень важна цена. Если мини-отель имеет категорию "без звезд", он тем самым заявляет, что работает в правовом поле, а отдых в нем эконом-класса.
Липовые "звезды"
Многие отельеры стремятся получить максимальное количество "звезд". В прошлом году известный отель, что называется, купил "звезды" у аккредитованной компании с материка, потому что не мог получить их у крымских классификаторов.
- Покупка "звезд" - это обман потребителей, - считает Виталий Устюжанин. - Турист платит за уровень сервиса и условия проживания. Если отель не предоставляет их, он должен устранить недоработки.
Но в России пока нет юридической ответственности аккредитованных организаций за незаконное присваивание отелям "звезд".
- Это очень большая проблема. На материке были случаи, когда одна организация за месяц классифицировала несколько десятков отелей, что физически невозможно, - рассказывает Юрий Трифонов. - Или присвоила "звезды" еще строящимся объектам. Механизм контроля деятельности аккредитованных организаций минкультуры РФ только планирует создать. Кроме того, появится комиссия по апелляциям, которая будет иметь право вычеркнуть эксперта из реестра, если он систематически допускал нарушения при классификации. Например, "увидел" козырек на фасаде отеля, которого нет, или сознательно "не обратил внимание" на то, что площадь комнаты меньше норматива.
Эксперта не обманешь
В республике присваивают "звезды" отелям только две организации - госпредприятие РК "Крымский туристский центр" и ООО "Крым-курорт-стандарт", аттестованные минкурортов РК и зарегистрированные в республике.
- Это нормально, - считает Виталий Устюжанин. - Например, в Краснодарском крае тоже аккредитованы две организации. Ведь к таким структурам очень высокие требования. В первую очередь наличие не менее трех экспертов с трехлетним стажем практической работы в области классификации объектов туристской индустрии.
Первые крымские эксперты Юрий Трифонов и Оксана Хархан еще в прошлом году получили свидетельства. В России имеют право выдавать их Ассоциация вузов туризма и сервиса РФ и Российская гостиничная ассоциация.
- Кроме того, сотрудничаем с "Курорт-экспертизой" из Краснодарского края, занимавшимся классификацией объектов перед Олимпиадой-2014, - рассказывает Юрий Трифонов. - Один из их экспертов всегда выступает председателем комиссии при классификации крымских объектов размещения.
Для крымских организаций классификация пока не бизнес. Стоимость ее - договорная, ведь каждый объект уникален, и от его размера зависит и объем работы. Оценить маленький отель могут всего два эксперта, а с крупным знакомятся три-четыре. Заработанные по контракту несколько десятков тысяч рублей в основном уходят на оплату их труда. Поскольку стоимость классификации отелям вполне по карману, к росту цен на их услуги она не приведет.
- Она упорядочит цены и сделает их обоснованными, - считает Виталий Устюжанин. - К примеру, в Казани до проведения классификации сутки проживания в отелях "три звезды" стоили от 6000 рублей с человека. А после нее цена снизилась вдвое, потому что туристы не готовы жить в отелях "три звезды" по цене четырех. Цена формируется в зависимости от спроса. А классификация - механизм улучшения сервиса.
Сергей Стрельбицкий, министр курортов и туризма РК:
- Классификация - это не погоня за "звездами" или возможность для отеля заявить о себе. Смысл ее - дать понять туристу, какие услуги объект готов предложить и что гость может получить в том или ином средстве размещения. Туристический бизнес не должен обманывать отдыхающих. Отелям, получившим "звезды", необходимо оправдать надежды туриста, чтобы он не пожалел о своем выборе и захотел вернуться к ним снова. А насколько объекты соответствуют присвоенным им "звездам", покажет туристический сезон 2016 года.