Армейская реформа
Китайская военная система сформировалась на основе советской модели. В конце 40-х годов в НОАК было создано 6 военных округов. В последующие 30 лет число военных округов несколько раз менялось: в 1956 году их было 13, а в 1985 году было сформировано 7 главных округов в городах Шэньян, Пекин, Цзинань, Нанькин, Гуанчжоу, Чэнду и Ланьчжоу. В ходе нынешней армейской реформы планируется создать объединенную систему командования: прежние 7 военных округов расформированы в 5 зон боевого командования: Восточную, Западную, Северную, Южную и Центральную.
Преобразования затронут и организационную структуру НОАК. Кроме трех родов войск
(сухопутные войска, ВМС и ВВС) было объявлено о преобразовании Второго артиллерийского корпуса НОАК в ракетные войска, а также о создании сил стратегической поддержки.
Главной целью реформирования армии является усиление руководства армией Центральным военным советом (ЦВС) и повышение боеспособности. При ЦВС созданы Комитет по проверке дисциплины, Военный трибунал и Военная прокуратура, а также Аудиторская палата, в задачи которых входит пресечение коррупции. Генеральный штаб, Главное политическое управление, Главное управление тыла, Главное управление вооружений были преобразованы в 15 функциональных подразделений, которые будут подчиняться напрямую ЦВС КНР.
Сокращение рядов НОАК
Согласно плану, численность китайской армии будет сокращена с 2,3 до 2 млн. Под сокращение попали офицеры, штат военных органов ЦВС, а также военнослужащие войсковых частей с устаревшей боевой техникой. Будет сокращен состав сухопутных войск, возрастет численность ВМС. Предполагается, что сокращение армии завершится к концу 2017 года.
Это третье сокращение армии с 80-х годов. В 1985 году армия страны была сокращена на 1 млн военнослужащих. В 1997-м было произведено сокращение на 500 тыс. С 2003 по 2005 год численность армии была сокращена на 200 тыс., составив в конечном итоге 2,3 млн.
Главной целью реформирования военной системы Китая является формирование современных Вооруженных Сил, отличающихся высокой боеспособностью и эффективностью.
Китайская армия придерживается пути мирного развития, проводит оборонительную политику; преобразования направлены на защиту зарубежных активов страны и законных экономических интересов китайских предприятий, а также позволят успешно реализовывать национальную стратегию Китая.
Китайские авианосцы
На протяжении многих лет ВМС Китая проводит техническую модернизацию: с целью защиты приморских районов армия приобретает новые типы подводных лодок, бомбардировщики, скоростные ракетные катера. ВМС Китая также разработали стратегию "голубого океана", тем самым укрепляя морскую боеспособность на дальних рубежах и повышая статус страны на международной арене.
Первый китайский авианосец "Ляонин" был создан на основе советского авианесущего крейсера "Варяг", который был заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве в 80-е годы. В 1993 году по договору между Украиной и РФ строящийся "Варяг" отошел Украине. В 1992 году при 67% технической готовности строительство было приостановлено, корабль законсервирован и в апреле 1998 года продан китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd за 20 млн долл., как было объявлено, для организации плавучего центра развлечений. Однако крейсер постигла иная судьба.
Сначала "Варяг" в 2002 году отбуксировали из Черноморского региона на северо-восток Китая на судостроительные верфи Даляня. А в 2005 году было объявлено, что "Варяг" будут оснащать для научных экспериментов, исследований и тренировок. В сентябре 2012 года "Варяг" был достроен, его стали называть "Ляонин" и приняли на вооружение НОАК.
Китай приобрел три бывших советских авианесущих крейсера: "Киев", "Минск" и "Варяг". "Киев" и "Минск" швартуются в городах Тяньцзинь и Шэньчжэнь, сейчас там расположились зоны досуга. Крейсер "Варяг" используется для научных исследований и тренировок.
В настоящее время в северном приморском городе Далянь осуществляется самостоятельное проектирование и строительство второго авианосца. Он строится с учетом опыта первого авианосца "Ляонин", однако будет иметь более совершенную систему вооружения и радиоэлектронное оснащение. Водоизмещение нового авианосца будет порядка 50 тыс. тонн. На нем будут размещаться истребители отечественного производства "Цзянь-15" и другие модели авиатехники.
Проектирование и строительство авианосцев в Китае пока на начальной стадии, масштабы этой сферы в КНР значительно ниже ведущих игроков рынка вооружений, однако строительство нового авианосца само по себе демонстрирует возрастающую экономическую мощь и технические способности Китая.
Как известно, Китай - крупнейший экономический субъект, на юго-востоке Китая омывается водами Тихого океана, образуя морскую границу протяженностью 18 тыс. км и морскую акваторию площадью более 3 млн кв. км. Для защиты национального суверенитета Китаю необходимо иметь на вооружении собственные авианосцы.
Строительство собственного авианосца укрепит боеспособность ВМС Китая, а также будет способствовать успешной реализации программы социально-экономического развития и инициативы Экономического пояса Великого шелкового пути и Морского шелкового пути ХХI века.
Читайте также: китайскую армию ждет серьезное реформирование