Генерал напомнил, что в рамках Совместного российско- американского заявления Минобороны России еще 25 февраля по военно-дипломатическим каналам направило представителям США свои предложения о том, каким должен быть механизм отслеживания ситуации в так называемой зеленой зоне. То есть в районах базирования оппозиционных Дамаску вооруженных формирований, заявивших о готовности прекратить боевые действия.
По словам Рудского, этот документ предусматривал консультации между РФ и Соединенными Штатами в случае получения информации о нарушении режима прекращения огня. А также регламентировал порядок применения военной силы в отношении отрядов, систематически нарушающих взятые на себя обязательства.
В нашем минобороны резонно полагали, что данные процедуры позволят сформировать эффективный механизм для контроля и сдерживания потенциальных конфликтов в Сирии.
Однако не все российские инициативы нашли поддержку у американцев. По некоторым позициям они сформулировали свои взгляды. Их наши военные учли при разработке компромиссного проекта соглашения, который был передан представителям США 5 марта.
Кроме того, Минобороны России предложило коллегам из Пентагона в максимально короткий срок организовать переговоры экспертов для согласования окончательного варианта документа.
Но состоявшиеся 18 марта в Аммане (Иордания) российско-американские консультации показали: американцы не готовы к предметному обсуждению и согласованию текста соглашения.
- Затягивание со вступлением в силу согласованных правил реагирования на нарушения режима прекращения боевых действий в Сирии неприемлемо, - заявил вчера Сергей Рудской. - В результате провокационных действий и обстрелов там каждый день гибнут мирные жители.
В том, что представитель нашего Генштаба ничуть не преувеличивает опасность нынешней ситуации, можно судить по сводкам, поступающим из российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии. Не далее как 19 марта его начальник генерал Сергей Кураленко заявил: "Хочу отметить, что в отличие от американской стороны офицеры российского Центра находятся в провинциях и что называется "на земле" осуществляют сдерживание потенциальных нарушителей перемирия. Они фиксируют факты обстрелов со стороны незаконных вооруженных формирований населенных пунктов, где проживает мирное население. При этом сирийские вооруженные силы, связанные обязательством по прекращению боевых действий, ответный огонь не открывают".
В качестве примера Кураленко обрисовал ситуацию в Алеппо, где с 27 февраля от огня боевиков погибло 67 и было ранено 65 мирных жителей. Среди них женщины и дети. "Считаем, что затягивание принятия данного документа неприемлемо, так как ведет к новым жертвам среди мирного населения", - сделал вывод российский генерал.
Наши военные по-прежнему считают необходимым как можно быстрее завершить работу над компромиссным соглашением с США и готовы принять американскую делегацию в Москве либо провести встречу в любом приемлемом для сторон месте. Но, как заявил вчера Сергей Рудской, "при отсутствии реакции США на данные предложения Российская Федерация с 22 марта приступит к одностороннему применению правил, предусмотренных Соглашением".
На деле это означает, что наши военные готовы наносить удары по злостным нарушителям перемирия в Сирии. В то же время начальник Главного оперативного управления Генштаба РФ подчеркнул: "Военная сила будет применяться только после получения достоверных доказательств систематического нарушения вооруженными формированиями обязательств, взятых в рамках реализации Совместного российско-американского заявления о прекращении боевых действий в Сирии от 22 февраля 2016 года".
Так что оппозиционным отрядам, соблюдающим перемирие, и мирному населению Сирии бояться атак российской авиации не стоит.
Эксперты отмечают, что заявления генерала Рудского ни коим образом не направлены на конфронтацию отношений России с США по Сирии.
Мирное урегулирование ситуации в этой ближневосточной стране, наметившееся благодаря усилиям Москвы и Вашингтона, дает реальный шанс наконец остановить там гражданскую войну.
Именно на это направлена работа двух Центров по примирению враждующих сторон в Сирии - нашего в Хмеймиме и американского в Аммане. Их сотрудники находятся в постоянном контакте. Они по несколько раз в день связываются в режиме конференц-связи и по электронной почте, обмениваются важной информацией.
Но для более эффективной совместной работы им нужен по-настоящему действенный механизм контроля за ситуацией в зеленой зоне и согласованная позиция по отношению к злостным нарушителям режима прекращения огня. Именно этого и добиваются в Минобороны России.
Пока же нередко случается так. Российский Центр в Хмеймиме передает коллегам подробную информацию о вооруженных отрядах оппозиции в зоне своей ответственности - их количество, численность, места дислокации. А в ответ получает минимум сведений об оппозиционных формированиях в зоне ответственности США. Понятно, что такой, фактически односторонний, обмен данными наших военных не устраивает.
Случались и вовсе скандальные ситуации. Не так давно американцы сообщили в российский Центр, что в одной из сирийских провинций действуют вооруженные формирования, согласившиеся присоединиться к режиму прекращения огня.
Однако через несколько дней стало известно, что эти боевики предприняли наступление на правительственные войска. Более того, именно в зоне их действий был открыт огонь по самолету ВВС Сирии.
Заявления генерала Рудского уже прокомментировали некоторые российские политики. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне Сергей Жигарев считает, что неготовность представителей США к конструктивному диалогу с нашими военными объясняется тем, что Пентагон не владеет ситуацией даже в подконтрольных ему районах Сирии.
- Проблема - в потере американцами управляемости теми группировками, которые они считали, что находятся под американским контролем, - заявил депутат РИА Новости.
Он добавил, что призыв российского Генштаба "скорее, является таким дедлайном, которым мы показываем всему миру, что американцы не управляют ситуацией, связанной с теми группировками, которые воюют в Сирии против государственных войск".