Краудфандинг (народное финансирование) - не благотворительность. Хотя многие почему-то до сих пор так считают. Для бизнес-проектов краудфандинг - это система предзаказа какого-либо уникального продукта, услуги, возможность протестировать новый товар на рынке, посмотреть на интерес аудитории. "Краудфандинг позволяет начинать финансирование проекта, даже когда еще нет прототипа продукта, а есть только идея и бизнес-план, - объяснил первый вице-президент "ОПОРЫ России" Павел Сигал. - Быстрее всего средства получают проекты, связанные с электроникой и предметами быта, особенно обладающие яркой идеей".
При этом в России краудфандинг находится как бы вне закона, потому что законодательной базы для него не существует, в отличие от США и Европы. Успех модели краудфандинга многократно продемонстрировали иностранные крауд-платформы. Одной из первых была платформа Kickstarter. В основном проекты, которые собирают средства на этой платформе, посвящены высоким технологиям и девайсам. Самым большим успехом Kickstarter был проект "умных часов" The Pebble, который за первые 28 часов смог привлечь более миллиона долларов, а в итоге собрать свыше 10 миллионов.
Самыми крупными российскими аналогами являются платформы Boomstarter и Planeta.ru. За последний год проекты, запущенные на Planeta.ru, собрали 179 миллионов рублей. Общая сумма сборов проекта за 3,5 года его существования - чуть более 379 миллионов на начало марта.
"Одним из ярких примеров проектов на крауд-пратформе является "Атри - световой планшет", - рассказала представитель Planeta.ru Ирина Борисова. - Авторы предлагают предзаказать свой планшет, кстати, весьма успешно. За несколько дней они собрали более ста тысяч рублей (половина заявленной суммы). Другой отличный пример - "Моторика". Автор собрал чуть более полумиллиона рублей на производство детских протезов с функциональными насадками".
Чаще всего краудфандингом пользуются стартапы. "Каждый третий проект достигает поставленной цели, - рассказали эксперты. - Зачастую успешными становятся проекты, заявившие финансовую цель от 250 до 500 тысяч рублей. В среднем такие проекты собирают больше заявленной цели на 25-30 процентов. Проекты, которые собирают более миллиона рублей, относятся или к социальным, или к музыкальным, иногда это кинопроекты". Например, режиссер Виктор Гинзбург побил рекорд российского краудфандинга и личный рекорд Бориса Гребенщикова, собрав на экранизацию романа Пелевина "Empire V" более 7,3 миллиона, и сбор продолжается.
На заре краудфандинга самыми успешными были музыкальные проекты. Затем народным финансированием заинтересовались другие представители творческого сообщества - писатели, режиссеры, кинематографисты.
Сейчас пальму первенства делят общественные проекты и благотворительные. Пожертвования в чистом виде отживают себя, и благотворительные фонды это понимают. Поэтому они пробуют краудфандинг. "Мы используем технологии краудфандинга, чтобы повысить уровень осведомленности общества об острых социальных проблемах в России. В частности, есть проекты, нацеленные на помощь детям-сиротам и людям с ограниченными возможностями здоровья", - рассказала руководитель по корпоративным коммуникациям и благотворительности компании "МегаФон" Юлия Ганина.
Еще один вариант "группового" финансирования - краудинвестинг. В этом случае инвестируют в проект большое количество микроинвесторов. Схемы бывают разные. Например, 50 процентов пакета акций может принадлежать основателям, еще часть - бизнес-ангелу или венчурному фонду, а оставшаяся доля продается микроинвесторам, готовым вложить по несколько тысяч рублей. Микроинвесторы могут получить акции компании или долю активов стартапа. Возможно кредитование - фаундер должен будет вернуть занятые у краудинвесторов деньги с процентами. Краудинвестинг - это игра. Не все стартапы будут успешными: прорывными станут единицы. Остальные либо провалятся, либо принесут небольшую прибыль. Первой краудинвестинговой онлайн-площадкой в России был ресурс SmartMarket.net.
А если хватает денег на проект, но не хватает рук, стоит воспользоваться краудсорсингом. "Это явление, сравнимое с такой моделью организации бизнеса, как "аутсорсинг", при которой провайдеру поручается выполнение каких-то работ, которые могли бы делать и свои сотрудники, но с меньшей эффективностью или более дорого, - пояснила замглавы аутсорсинговой компании "Интеркомп" Лия Пекленкова. - Но в отличие от аутсорсинга, при котором работы поручаются профессиональным провайдерам, краудсорсинг предполагает привлечение большого числа людей, которые выполняют работы, разбитые на небольшие участки, причем делают это бесплатно или за очень незначительную плату".
Сегодня, чтобы реализовать проект, есть все возможности - технологии позволяют найти не только деньги, но и экспертов, которые могут довести идею до ума.