Председатель Ассоциации ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов напомнил: из 5 млн студентов в России половина - заочники. 60 процентов заочников учатся по "спросовым" специальностям: экономика, социология, юриспруденция. Качество подготовки таких специалистов очень низкое. Но решение по заочникам пока не принято.
Еще одно предложение ректоров - повысить аспирантскую стипендию до 50 тысяч рублей в месяц, чтобы будущий научный работник мог не отвлекаться на подработки. Сегодня стипендия аспиранта - 2,5 тысячи рублей. Большинство вынуждены подрабатывать. И не всегда по специальности. В итоге профанация научной деятельности и слабые кандидатские.
Представители технических вузов считают, что нельзя разделить прикладной и академический бакалавриат на инженерных специальностях. Эта модель не вписывается в традиционные представления об инженерной профессии. Прикладной бакалавриат - уровень техникума.
- Надо повышать практическую составляющую инженерного образования, чтобы вузовские программы охватывали полный жизненный цикл продукта - от проектирования до изготовления работающей модели, а инженерная магистратура должна быть проектной, - считает ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Андрей Рудской.