22.03.2016 22:00
Культура

Вестерн с Натали Портман в главной роли вышел в прокат

Вестерн с Натали Портман в главной роли вышел в прокат
Текст:  Александр Нечаев
Российская газета - Федеральный выпуск: №60 (6928)
Суровые нравы Дикого Запада главной героине фильма "Джейн берет ружье" (Натали Портман) были знакомы с юности.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Джейн берет ружье"

Сначала барышню, бежавшую от Гражданской войны, приютил босс одной из банд МакКанн (Юэн Макгрегор, обзаведшийся для роли пышными усами) - пообещал покровительство, а отправил в собственный бордель. Спустя годы удачно вышедшая замуж за ковбоя-бунтаря Билла Хаммонда (Ноа Эммерих) Джейн готовит лепешки, присматривает за играющей перед одиноко стоящим в долине домом пятилетней дочерью и ждет возвращения мужа. Но возвращение оказывается не столь радостным, как ожидалось, - супруг рухнет с лошади в нескольких метрах от порога. Люди МакКанна вышли на него и теперь жаждут расправиться за то, что когда-то он выкрал Джейн из публичного дома. Теперь, когда муж на грани жизни и смерти, решать возникшие проблемы с головорезами предстоит самой Джейн, которая первым делом отправляется просить помощи у сурового соседа Дэна Фроста (Джоэл Эдгертон) - героя Гражданской войны, самого меткого стрелка округи и, кажется, первой любви юной Джейн.

К жанру вестерна в современной кинематографической традиции существует двоякое отношение. С одной стороны, жанр этот вполне почтенный - один из тех, что стоит у истоков классического Голливуда наряду с мюзиклом, фильмом ужасов, гангстерской драмы и нуаром. С другой - в чистом виде вестерн умер уже так давно, что на его похоронах успели сплясать несколько поколений западных режиссеров. С третьей стороны, умерев в чистом виде, вестерн дал мощные побеги и встроился в кристаллическую решетку огромного количества картин и по своему влиянию на киноязык огромного количества современных авторов (в диапазоне от Тарантино и Джармуша до Иньярриту) мало с каким жанром может сравниться. Другое дело, что в чистом виде вестерн практически нигде сегодня не встречается, являясь ингредиентом многосоставного коктейля. Тем любопытнее перед премьерой "Джейн..." было посмотреть на результат дистилляции, когда из коктейля выпаривают чистый ингредиент.

24 марта в прокат выйдет фильм "Лайф" Антона Корбейна

Однако если рассматривать картину с этой точки зрения, то детище Гэвина О'Коннора (приемное - но об этом ниже) производит разочаровывающий эффект. О'Коннор понимает, что в 2016 году нельзя ставить на такие традиционные козыри классического вестерна как трюкачество и лихие перестрелки, он не пытается опереться и на "балетную" составляющую жанра, которую в него привнес Серджо Леоне. Справедливости ради, эта находка Леоне также затерта до дыр, но она по-прежнему способна украсить любую картину - см., например, любой из фильмов Тарантино, снятых за последние 15 лет. Вместо этого режиссер пытается сварить из вестерна густое мыло - вместо адреналиновых приключений и красивых перестрелок здесь преимущественно мелодраматические разговоры о прошлом. Ближе к финалу выясняется, что история тут не столько про суровую барышню, которая мстит за мужа, а про любовный треугольник, в котором фигурирует душераздирающая история о погибшей, а затем чудесно воскресшей первой дочери героини - и эта история достойна какой-нибудь дневной теленовеллы на пару сотен серий из тех, что усердно производят в странах Латинской Америки.

Для того чтобы вестерн не превратился в неубедительную "мыльную оперу", нужны характеры, которых тут нет и в помине - мужские персонажи здесь представляют собой плохо прописанные типажи, надерганные изо всех вестернов разом. Но главный провал - это персонаж самой Джейн. Она тут самый бледный персонаж, нужный только для того, чтобы довольно банальный сюжет доехал из точки А в точку Б. Справедливости ради, играющая Джейн "оскароносица" Натали Портман тут совершенно не при чем - будь на ее месте хоть молодая Мэрил Стрип, и та спасовала бы перед столь плоским сценарием.

Сергея Довлатова в биографическом фильме сыграет сербский актер

Наверное, все могло бы быть иначе. Проект "Джейн берет ружье" - многострадальный. Стартовал он в 2013 году с Линн Рэмси ("Что-то не так с Кевином") в режиссерском кресле. Спустя несколько месяцев Рэмси поругалась с продюсерами из-за того, что те начали по ходу дела кроить сценарий и пообещали отстранить ее от финального монтажа - им хотелось сделать фильм попроще, покороче и подоходчивей. Не вернув задаток, Рэмси ушла с проекта. Вслед за ней соскочил и Майкл Фассбендер - изначально именно он должен был играть главную мужскую роль. После месяцев судебных тяжб и повторных кастингов продюсеры нашли режиссера О'Коннора, которому не привыкать к роли приглашенного режиссера и который сделал все ровно так, как хотели заказчики.

В итоге победительницей в данной истории выглядит именно Рэмси, которая со времен своего впечатляющего дебюта в 2011 году так и не сделала ни одной картины, но и не запятнала репутацию таким обидным провалом, как искромсанный продюсерами потенциально занятный фильм.

Наше кино