23.03.2016 20:10
Культура

Шемякин: Россия должна низко поклониться Марине Влади

Михаил Шемякин задумался о загадках русского человека
Текст:  Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №61 (6929)
Михаил Шемякин известен как художник, скульптор и историк искусства, Живет он во Франции, но в Петербурге частый гость. В очередной приезд его как всегда ждало множество дел: встречи, переговоры, вернисажи, празднование 15-летия балета "Щелкунчик" на сцене Мариинского театра... А еще "Деловой завтрак" в петербургском филиале "Российской газеты".
Читать на сайте RG.RU

Начнем со "Щелкунчика", Михаил Михайлович. Вы переработали сценический план Мариуса Петипа, сочинили декорации, костюмы, осуществили постановку. Спектакль, появившийся в Мариинке в 2001 году, идет редко. В какой он форме сейчас, на ваш взгляд? Не одряхлел?

Михаил Шемякин: Пока одряхлением не пахнет. Зал битком, билеты по 7 тысяч рублей, плюс у кассы стояли люди, просящие продать им "входной". Я выходил на сцену под рев зала. У Сары, моей сентиментальной супруги, слезы на глазах: "Посмотри, как тебя принимают!" Люди очень любят этот балет, я столько комплиментов слышу!

Действительно, последние три года моего "Щелкунчика" в Мариинском театре показывали мало, как и другой мой балет "Волшебный орех", а "Весну священную", "Кроткую" и "Метафизический балет" вообще запихнули в подвал. Причиной всему была наша размолвка с Валерием Гергиевым, но сейчас наши отношения по-прежнему дружеские и мой "Щелкунчик" вновь предстал перед зрителем. Надеюсь, и другие мои постановки возобновятся на сцене Мариинки. Думаю, что на сцене Мариинки-2 они будут так же хорошо смотреться, как и шемякинский "Щелкунчик", перенесенный на новую, более оснащенную прекрасную сцену.

Михаил Шемякин: В современной эстетике есть нечто разрушительное

А ведь когда в 1999 году Гергиев позвонил мне и попросил сделать новую версию "Щелкунчика", я сразу отказался. Буквально за час до звонка я смотрел версию Баланчина, где принца играл Маколей Калкин (актер из фильма "Один дома"). Хореография неплохая, но такая скука для детей! Засыпая, я подумал: "Какое счастье, что я не работаю с балетами". В это время я делал для Гергиева новую концепцию моей любимой оперы "Любовь к трем апельсинам". Через час меня будит Сара: "Валерий звонит из Лондона".

Гергиев ошарашивает меня сонного: "Апельсины" откладываем! Ты должен создать новую версию "Щелкунчика" и вывести эту гениальную трагическую музыку Чайковского из детского балета, показываемого только на Новый год! Прослушай мою версию, которая только что вышла на СD, и поймешь, о чем идет речь!"

После прослушивания великолепной гергиевской версии я сразу согласился работать над "Щелкунчиком". По натуре своей я перфекционист. Для меня это означает, что я должен дотошно изучить все, что связано с делом, за которое решил взяться. Поэтому поначалу мы с Сарой просмотрели множество балетных версий "Щелкунчика": украинский "Лузгунчик", мексиканский, австралийский и японский... Бездарные, плоские, скучные и талантливые, удивительные, суперинтересные.

Зав. балетной труппой театра как-то обмолвился, что вы, вмешиваясь в работу хореографа Кирилла Симонова, отважно ступили тогда на "опасное минное поле".

Михаил Шемякин: Да, меня обвиняли в том, что я врывался в балетный цех в сапогах и начинал показывать, как артисты должны танцевать. На самом деле это не так. Тот же Симонов порой просил меня: "Сделайте пару рисуночков по движению пульчинелл", и это нормально. Художник Наталия Гончарова иногда целиком рисовала все основные движения для своих балетов. А Оскар Шлеммер создал "Триадический балет" по своим рисункам.

"Щелкунчик" - это два года работы... А почему "по минному полю"? Я никогда прежде не занимался балетами. Это очень сложная работа для художника-постановщика. Конечно, все волновались: человек не работал с балетом и вдруг - сложнейшая постановка! Валерий Гергиев, вспыльчивый, как все мы, кавказцы, постоянно мне звонил: "Не забудь, сцена должна быть пустой!" Действительно, в балете сцена должна быть ничем не загроможденной, а мы должны создать иллюзию, что перед нами "Конфитюренбург". На чем выезжаем? На очень сложных декорациях, цветастых костюмах. Все это создает иллюзию богатого, насыщенного, многопланового пространства.

В Москве в Театре Стаса Намина появился спектакль "Нью-Йорк. 80-е. Мы" о советских изгнанниках. Персонажи - ваши друзья: Вилли Токарев, Эдуард Лимонов, Юрий Мамлеев, Константин Кузьминский, Сергей Довлатов, Петр Вайль, Александр Генис... Чья это идея?

Михаил Шемякин: Стаса Намина! После того как я рассказал Стасу про 80-е годы, про нас, эмигрантов, про Рудольфа Нуреева, Геннадия Шмакова, американские гейские клубы, Стас вдруг воскликнул: "Послушай, ведь это готовый спектакль!" Я написал пьесу, которая представляет из себя дневник моей жизни в 80-е годы в Нью-Йорке. Писать было несложно - я просто вспоминал своих друзей, наши разговоры, наше бытие изгнанников и эмигрантов.

На репетициях мне пришлось играть и изображать не только себя, а всех участников пьесы, кроме Сары, потому что она репетировала с актрисой, которая должна была играть ее. Мне надо было показать, как ведут себя и говорят старые евреи на Брайтон-бич, как Генрих Худяков и Миша Юпп читали стихи, как Лена Щапова, пришедшая позировать Шемякину, снимает чулок, как я пьянею, каким я бывал омерзительным, когда напивался в русских кабаках...

У актера Олега Лицкевича, который меня играет, длинные волосы - он исполняет главную роль в рок-опере "Иисус Христос - суперзвезда". В нашем спектакле Олег выходит во всем "подлинно шемякинском", я отдал ему свои вещи: черную рубашку, армейскую жилетку, брюки, сапоги, фуражку... Конечно, задача у Олега была нелегкая: сыграть меня, передать мой "дух" сложновато. Сара отдала свое платье актрисе, исполняющей роль Сары.

Ребята играют великолепно, выплясывают, хулиганят, есть смешные сцены. Много музыки, танцев. Поднимается и страшная, актуальная тема - СПИД. Сшитый на живую нитку спектакль получился довольно необычайным и интересным. Им заинтересовались в Лондоне, во Франции и в Нью-Йорке.

Недавно мы были в Москве по делам, и я принимал участие в спектакле. Финал под песню Галича "Когда я вернусь". В зале плачут. Смотрю, и у молодых актрис, изображающих евреек, танцующих на Брайтон-бич, слезы. Тема тяжелая: трагедия изгнания. Нас же выгоняли из страны навсегда. Страшное слово "навсегда"! Никогда не обнять друзей, оставшихся в СССР, родных, знакомых. Никогда не увидеть и не пройтись по набережным Невы, Фонтанки, по аллеям Летнего сада...

Спектакль со счастливым концом?

Русский музей устроил венецианский карнавал

Михаил Шемякин: На премьере 16 декабря прошлого года в конце спектакля на авансцену поднялись: подлинный Шемякин, настоящая Сара и прилетевшая из Рима натуральная Лена Щапова, а из-за кулис вышел на поклон собственной персоной Вилли Токарев, который и пел вживую в моем спектакле. Это довольно неожиданный для "изгнанников" счастливый конец! А грусть в нем присутствовала, когда я перечислял героев спектакля, похороненных на чужбине...

В этом году выйдет, наконец, кукольный мультфильм "Гофманиада" по мотивам сказок Гофмана. Проект вы лично представляли еще в 2005 году. А недавно вы неожиданно отозвали свое авторство.

Михаил Шемякин: Пятнадцать лет шла работа на студии "Союзмультфильм". Режиссер Станислав Соколов чудесный человек, но все взял в свои руки, даже кукол сам стал делать и проект загубил. Он обладает мышлением 60-х годов - милым, но безнадежно устарелым. Это провально. Поэтому в титрах будет написано, что некоторые куклы сделаны по эскизам Михаила Шемякина.

Этот фильм показали детям и взрослым - фокус-группе, дети не могли высидеть 15 минут, хотя у меня на балете крошечные малыши стоят, разинув рот, их не оторвать от действия! Взрослые признались, что второй раз такой фильм смотреть не будут, а кто-то сказал, что ничего не понял.

Гофман прежде всего сложнейший философ. В фильм вошли "Крошка Цахес", "Песочный человек", "Золотой горшок", "Принцесса Брамбилла", сам Гофман. Сценарий запутанный, там столько глупостей наворочено! Я вложил в этот колоссальный проект столько сил и времени. И все впустую. Мне даже обещанных денег не заплатили.

У нас много писали об аукционе в Париже в конце прошлого года - продаже вещей Марины Влади, связанных с Высоцким. Прошла информация, что ваши фотографии и картины были проданы там в 5 - 6 раз дороже оценочной стоимости.

Михаил Шемякин: Понятия не имею. Какие-то литографии, рисунки, наверное.

Многие осудили Влади за этот поступок.

Шемякин открыл под Калининградом памятник жертвам забытой войны

Михаил Шемякин: Это позорная история, еще одна монетка в жуткую копилку наших гадостей. Мы все время лезем своим носом туда, куда не следует лезть. Я считаю, что Россия должна низко поклониться Марине за то, что она просто бросила свою карьеру под ноги Володи Высоцкого. Она была молода, красива, и у нее все было впереди, а Володя был тяжело болен, до самой смерти. Я живой свидетель этому. Жить с Высоцким, как и с Шемякиным, очень нелегко. Это своеобразный крест. Даже в своих прощальных стихах, посвященных Марине, Володя сказал: "Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним".

Мне было стыдно за нас, за этот нездоровый шум. Я разговаривал с Мариной. "Господи, могут оставить меня в покое? - сказала она. - Могу я распоряжаться своим имуществом по собственному усмотрению? Володю я любила, люблю и буду любить. Какие-то архивы я передала, на что-то смотреть тяжело, хочу забыть, что-то оставлю себе. Я не бедствую, даже детям купила квартиры. Снимаюсь в кино. На каком основании меня обвиняют?" Марина переезжает в маленькую квартиру и решила что-то продать. Россия ей ничего не давала, в отличие от задаренного "царскими милостями" актера Депардье.

Какие проекты вы собираетесь представить в России в ближайшее время?

Михаил Шемякин: Готовлю книгу о венецианском карнавале. Уже более 20 лет занимаюсь исследованием психологии человека, участвующего в карнавальной мистерии. Фотографирую необычные лица простых людей, сияющих от счастья, детей, лица немецких бюргеров, аристократов, венецианских потомственных вельмож.

Шемякин: Мы не доросли до западного маразма в искусстве

Работаю над своей "Автобиографией", вспоминаю, пишу тексты. Тружусь над обложками нескольких книг. Первая - это новый роман замечательного писателя Евгения Водолазкина "Авиатор". Вторая - это десятый том истории КГБ в серии "Следствие продолжается". В этом томе, посвященном истории 5-го следственного отдела, занимавшегося идеологией, а следовательно, "диссидентами", "нонконформистами" и "инакомыслящими", будут воспоминания полковника КГБ В. Егерева, занимавшегося моим делом, и фактически с небольшой группой коллег спасавшими меня и других диссидентов от лагерей. В этом томе и мои воспоминания о том, как я был арестован и выслан из СССР. А также и мое описание нашей с Сарой поездки в Афганистан для спасения советских военнопленных.

В мае представлю в своем фонде проект "Загадки русского народа". Когда у меня бывает свободное от других творческих дел время, я занимаюсь иллюстрированием русских загадок. Это очень интересно. Более 40 лет назад я приобрел в Париже книгу Дмитрия Садовникова "Загадки русского народа". Этот человек объездил буквально всю Россию, записывал загадки в разных губерниях, деревушках, разделил их на темы: крестьянский быт, обрядовые, шутливые, не очень приличные...

Проект интересен тем, что показывает необычайность мышления нашего народа, воскрешает быт и язык, забытые слова, исчезнувшие из употребления. Я отобрал пять довольно странных загадок, мы их выставим на конкурс в Петербурге, и художники должны будут их проиллюстрировать.

Вообще считаю свой проект "Русские загадки" важным российским проектом. К сожалению, министерство культуры РФ отказало мне в финансовой помощи. Надеюсь, что всё же "очухаются".

Вы по-прежнему преподаете в Воронеже?

Михаил Шемякин: Преподавать в Воронежской академии искусств меня пригласил Эдуард Бояков, театральный деятель. Увлек, и это было интересно. Но все лопнуло, и я с ребятами оказался на улице. Слава богу, мне удалось перевести студентов и двух доцентов в Петербург, в Академию Штиглица. В этой академии я получил профессорское звание. Все это произошло благодаря умному и деятельному ректору Василию Кичеджи. С ним академии явно повезло.

И в моем фонде сейчас работает студия практического освоения изобразительного искусства, ее ведут Александр и Наталья Ходюк, окончившие репинскую академию художеств. Они преподают по моей программе, которая развивает взгляд художников на вещи, предметы, учит композиции. Это отличается от академического преподавания: я за метафизику, за глубокое познание истории искусств.

Кстати

Михаил Шемякин открыл в Петербурге две выставки: в своем фонде на Садовой "Буква, Слово, Текст в искусстве", в Михайловском (Инженерном) замке Русского музея "Карнавал Венеции глазами российских фотографов".

Танец Архитектура Санкт-Петербург Северо-Запад