Инженер на пьедестале
Реформа высшего образования, как говорят ее идеологи, направлена на повышение качества обучения с прицелом на подготовку востребованных инженерно-технических кадров и оптимизацию бюджетных трат. Юристов, экономистов, финансистов, напоминают нам, вузы "напекли" столько, что уже не менее трети выпускников с соответствующими дипломами не могут найти работу, а по специальности устраиваются лишь порядка десяти процентов. В Тюмени по инициативе региональных властей ректоры вузов ранее договорились о резком сокращении приема абитуриентов на модные прежде специальности. Теперь, после слияния двух ведущих технических университетов, в скором будущем ожидается закрытие большинства иногородних филиалов, вывод ряда колледжей из системы многоступенчатого университетского обучения. Вероятен отказ от заочной формы.
Четко границы перемен пока не очерчены. Идут споры о пользе модели разновозрастного комбинационного обучения. Видные эксперты высшей школы, а также крупные компании, выстраивающие планы развития на 10-20 лет вперед, убеждены в бизнес-эффективности ранней профориентации, начиная с детсада, осмысленной подготовки кадров со школьной скамьи.
- Мало сориентировать учащихся в классе. Родители могут настраивать детей на совсем другие профессии, исходя из своих мечтаний, пристрастий, капризов. Убеждаем теперь и родителей, - признается Данил Рассказов, директор по персоналу нефтехимического холдинга, направляющего десятки миллионов рублей на создание профильных аудиторий, лабораторий в вузах и ссузах Западной Сибири, на производственную практику студентов.
В Тюменской области, по словам директора департамента образования Алексея Райдера, заключено свыше 170 трехсторонних соглашений между правительством региона, учебными заведениями и работодателями. Задача - подготовить "обкатанного" на производстве специалиста для конкретного предприятия, который знаком с его спецификой, способен быстро включиться в процесс. Схема получила красивое название "Кадры под ключ". Под масштабные инвестпроекты разрабатываются отдельные программы с корпоративным финансированием. Каждое второе бюджетное место в вузах забронировано под инженеров.
- Менеджеров уже больше, чем тинейджеров. А у нас технологов не хватает - в пищевой, химической, рыбоводческой, легкой промышленности, - свидетельствует директор Инвестиционного агентства Тюменской области Ольга Езикеева.
Получить дипломника с узкой, фокусной специализацией и хорошей практикой - этого сейчас достаточно для высокотехнологичного предприятия? Вот мнение представителя международной нефтесервисной компании, руководителя подразделения по набору персонала и сотрудничеству с университетами Андрея Гердюша:
- Быть "заточенным" на нефтегазовую номенклатуру хорошо, но довольствоваться этим нельзя. Мы хотим, чтобы ряды наших сотрудников пополняли выпускники с крепкими базовыми знаниями по физике, математике, химии, электронике. На скважине в Заполярье, где за подсказкой в Интернет не отправишься ввиду отсутствия оного, при решении сложной технологической проблемы можно надеяться только на собственный интеллектуальный багаж. Важно владение иностранными языками, и не только для прямого или виртуального общения с коллегами из других государств. Излишне объяснять значимость безбарьерного доступа к зарубежным источникам профессиональной, научно-аналитической информации.
Учиться с детсада до старости
А объем информации прирастает гигантскими темпами. Первый проректор Тюменского нефтегазового университета доктор технических наук Олег Данилов оперирует следующими цифрами: ежегодно накопленные знания обновляются, корректируются в среднем на 15 процентов, а в сфере IT - на все 30. Человек выучился на магистра, а его "багаж" через несколько лет уже существенно устарел. Следовательно, пополнять его нужно систематически - на семинарах, курсах повышения квалификации, за домашним компьютерным столом. Здесь важно не упустить из виду ключевые, меняющие мир технологические направления.
После продажи сырья и оружия на третьем месте по выручке на планете - реализация софтов. У России по ним пятая позиция и отличный потенциал на перспективу, замечает ученый. Следует, считает он, масштабировать удачный опыт по производству полимеров, стекло- и углепластиков, био- и наноматериалов. Выходить на рынок с программными продуктами по проектированию систем, уже в вузах конструировать так называемые умные вещи, дороги, дома. Началась четвертая индустриальная революция. Не сумеем соответствовать, не успеем вписаться в новую реальность - будем локти кусать, безнадежно отстанем в технологическом развитии, предостерегает Олег Данилов.
Частый гость Тюмени, именитый промышленный дизайнер Владимир Пирожков полагает: не стоит слепо копировать зарубежные технологии, следуя в фарватере. По некоторым направлениям надо двигаться к прорывным технологиям. Допустим, в разработке антигравитационного двигателя.
- Согласен. В свое время в СССР хотели создать "вечный" атомный мотор для универсального трансформируемого авто, компактную атомную "котельную" для отопления жилья. По плечу задача? Да. Разве что нефтяники взбунтуются. Однако новые технологии не появятся без фундаментальной, вузовской науки. Ее существование, в свою очередь, немыслимо при примитивизации экономики. Отверточное производство - примитив. Строительство "золотых" дорог, через пять лет требующих ремонта, - примитив. Не очень дорогое шоссе, служащее без починки четверть века, - уже инновационная экономика. На мой взгляд, для решения амбициозных задач полезно формировать на конкурентной основе межвузовские, межрегиональные, а то и межгосударственные группы, - говорит тюменский инженер-механик и социолог, кандидат наук Игорь Грошев.
По опыту преподавания в техническом вузе он делит студентов на три условных группы. Одни четко знают, что будут трудиться инженерами. На них, как правило, есть заказ от бизнеса с пакетом квалификационных требований. Вторых не прельщает карьера наемных работников, они хотят попробовать силы в предпринимательстве и, как правило, первые шаги в этом направлении уже сделали. В отличие от первых они нуждаются в максимуме экономических, юридических знаний. Третьи не определись с выбором, желают получить стартовый образовательный капитал. Разумно ли эти студенческие потоки унифицировать? К тому же большая часть малых и средних предприятий сегодня затрудняется планировать свое развитие даже на 3-4 года вперед, а потому и определенного кадрового заказа у них нет.
Где глубокие экономы?
Вернемся к экономистам. Их пруд пруди, в то же время уровень экономических знаний рядовых тюменцев не выдерживает критики. Да и качество вузовской подготовки недавних выпускников профильных факультетов под вопросом. Вот пример для размышления.
Как-то самый популярный в регионе интернет-портал разместил коротенькую заметку о том, что глава администрации областного центра Александр Моор назвал размер средней зарплаты учителей - 46 тысяч рублей. Согласно счетчику сайта, познакомились с информацией 13 648 человек. И комментариев предостаточно - 241. Подавляющее большинство высказавших свое мнение возмутились: неправда! Мол, даже педагоги со стажем и большой нагрузкой "на руки" получают меньше. И лишь пятеро читателей заметили подвох: так ведь сити-менеджер, очевидно, подразумевал зарплату номинальную. Чем она отличается от реальной, Моор, экономист по образованию, опытный банкир прекрасно знает, но предпочел обнародовать, не характеризуя, более приятную для слуха цифру. Только получил обратный эффект. Итак, если вычесть подоходный налог, выходит чуть более 40 тысяч рублей. Существенная разница.
В течение пары недель мы, используя случайную выборку, провели мини-опрос группы дипломированных экономистов, преимущественно выпускников тюменских университетов (с 2006 года), предложив проанализировать упомянутую заметку на предмет полноты, точности характеристики средней зарплаты и в случае обнаружения пробелов назвать их. Из 19 человек трое затруднились ответить, остальных не удовлетворили данные. Многие вспомнили о "средней температуре по палате". Заметили отсутствие определения - номинальная или реальная зарплата? - всего шестеро. А ведь это элементарное экономическое понятие. Его, казалось бы, уже старшеклассники должны знать, как Отче наш. Но даже авторитетный федеральный аудиторско-консалтинговый холдинг, составляя рейтинг регионов по покупательской способности населения на жилищном рынке, совершает непростительную ошибку: соотносит номинальную зарплату с ценой квадратного метра. Нужен экономический всеобуч?
- Может быть. И правовой - тоже. Как жить, не разбираясь в законах, не представляя, как защититься от чьего-либо произвола? Без элементарных экономических знаний не выстроить бюджет семьи, не инвестировать с умом личные накопления, не разобраться, эффективна ли трата бюджетных средств. Экономические факультеты - одно из фундаментальных оснований высшей школы. Выбраковывать некачественные вузы должны, думаю, не чиновники, а рыночный спрос, - резюмирует Игорь Грошев.