- Год назад, когда начались санкции и похолодели взаимоотношения Европы с Россией, западные инвесторы заметно снизили интерес к нашим проектам, к нашей недвижимости. Поэтому на этот раз мы даже своей экспозиции делать не стали, просто поехали посмотреть, что и как. Но о стратегии строительства, которое ведет Москва, конечно же, рассказывали в ходе различных дискуссий. И поняли, что рынок оживает. Иностранцы в первую очередь считают деньги. Они отлично поняли, что в переводе на валюту недвижимость в Москве сейчас стала вдвое дешевле. Следовательно, пришло время покупать ее.
Целый ряд инвестиционных фондов заявили, что готовы приехать в Москву, чтобы на месте оценить наши проекты. Мы пригласили их представителей на Урбанфорум, который в этом году впервые пройдет в Москве летом - с 30 июня по 3 июля. Это даст нам возможность показать им другой город, не тот, что видели они всегда в декабре, когда кругом снег и день короткий. Кроме того, помимо традиционного обсуждения трендов в развитии мегаполисов, мы планируем увеличить там инвестиционную часть и представить побольше конкретных проектов.
Показать же нам есть что. Ведь по количеству мегапроектов и качеству, за которое не стыдно, Москва сейчас является лидером во всем мире. Где еще можно увидеть одновременное строительство 169 транспортно-пересадочных узлов? Их появление практически меняет всю стратегию развития города, выстраивается совершенно новая транспортная логистика. Если в былые времена Москва сначала строила спальный район, а потом тянула к нему дорогу, то теперь мы стараемся всю новую недвижимость максимально приближать к этим транспортным узлам. Чтобы людям было комфортно жить, работать и отдыхать в одном месте, имея все необходимое в пешей доступности. Это выгодно и экономически - и городу, и его жителям, и бизнесу. Не случайно именно так делают в Токио, Сингапуре и других бурно развивающихся городах и странах.
По такому принципу у нас развивается и территория бывшего автогиганта завода ЗИЛ. В этой промзоне площадью в сотни гектаров строится практически новый город! Не только из новых домов, но и сразу с новыми дорогами, метро, станциями МК МЖД, объектами социальной нфраструктуры. Предусмотрен даже детский парк "Остров мечты" - по сути еще один мегапроект, в который будет вложено 50 миллиардов рублей частных инвестиций. Причем, несмотря на нынешние непростые экономические условия, детский парк уже строится полным ходом. Инвестор получил разрешение, сделал котлован и отлил бетонную плиту. Работы идут круглосуточно. И прекрасно, что такой проект в Москве будет реализован - дети должны иметь возможность интересно отдыхать.
А еще есть мегапроект развития набережных Москва-реки. Последний раз этой водной артерией власти занимались в 30-е и 50-е годы прошлого столетия, обустроив ее гранитными берегами. Сейчас стоит принципиально иная задача: обеспечить людям доступ к реке - пока он есть лишь на ее пятой части. Выстроить вдоль нее совершенно новую транспортную ось, ось недвижимости и рекреационную зону. То есть вдохнуть новую жизнь в эти огромные депрессивные территории.
Полный текст "Делового завтрака" с Маратом Хуснуллиным читайте в ближайших номерах "РГ"
"Деловой завтрак" с Маратом Хуснуллиным