Лиза, на чемпионате Европы россиянки заняли весь пьедестал. Сможем повторить этот результат на чемпионате мира?
Елизавета Туктамышева: Если все пройдет гладко, то шансы хорошие. По крайней мере, первые два места точно будут за нами. Статистика выступлений Жени Медведевой Лены Радионовой и в нынешнем сезоне позволяют на это рассчитывать. А если и Аня Погорилая, которая не всегда катается стабильно, сможет собраться, то в Бостоне все точно будет, как на чемпионате Европы в Братиславе. Будем надеяться, что наши девочки выступят удачно. Тогда им никакие соперницы не страшны: ни американки Эшли Вагнер и Грейси Голд, ни японки Мао Асада, Рика Хонго и Сатока Мияхара.
Наши примы из художественной гимнастики знают, что если ошибется одна, другая не отдаст победу, так сказать, подстрахует. А у фигуристок как?
Елизавета Туктамышева: В фигурном катании все по-другому. Каждый сам за себя. Никто не думает, как выступит другой, кто подставит плечо. Все-таки у нас индивидуальный вид спорта.
Командный Кубок мира, на который вы, кстати, поедете вместе с Сергеем Вороновым и парой Столбова - Климов, - исключение?
Елизавета Туктамышева: Это для меня будет особенный турнир. С одной стороны, я много пропустила, долго не выступала, так что командный КМ будет серьезным стартом. В то же время понимаю, что на катке не будет такой напряженной атмосферы, как на чемпионатах. Поэтому жду старта с улыбкой в душе. Последнее время меня мучили травмы, из-за которых не могла полноценно тренироваться. Постоянно что-то мешало. На шоу к юбилею Алексея Николаевича (Мишина - тренера. - Прим. авт.) каталась через боль. Поняла тогда, что надо ногу долечить. Но к концу апреля постараюсь набрать форму.
По сравнению с триумфальным 2015 годом этот сезон не задался. На протяжении вашей карьеры вообще было много взлетов и падений. Тяжело преодолевать и переживать периоды неудач?
Елизавета Туктамышева: Всегда сложно переносить такие спады, к этому не привыкнешь. Да и не надо привыкать к тому, что тебе постоянно приходится выкарабкиваться "из ямы". Но и не нужно относиться к происходящему как к трагедии. Не нужно загонять себя в угол, ставить на себе крест: мол, я никчемная. Нужно просто тренироваться дальше. Карьера долгая. Еще лет пять я точно буду кататься. Что произойдет за это время, как повернется жизнь, никто не знает. Но мой девиз таков: завтра будет лучше, чем вчера.
А цель или стимул какие? Может, Олимпиада 2018 года?
Елизавета Туктамышева: Скажу так: на Олимпиаду хочется съездить, но не больше. Мы с тренером вообще пришли к выводу, что нельзя готовиться к какому-то определенному старту. Для нас лучше двигаться постепенно, шаг за шагом. Но я точно знаю, что могу еще что-то сделать для фигурного катания. Я еще не весь свой потенциал раскрыла. Это еще не все, на что я способна. По крайней мере, я так чувствую. Хочется, чтобы мечты воплотились в реальность.
Вы одна из немногих фигуристок, которые прыгают аксель в три с половиной оборота. Четверные в женском одиночном катании - это реально?
Елизавета Туктамышева: Для тех, кто высоко прыгает, - да. Для некоторых четверной может быть даже легче тройного акселя. Многие фигуристки делают его не совсем стабильно и правильно. Но я надеюсь, что в будущем четверной будут исполнять не только в мужском, но и в женском одиночном катании. Мне кажется, это прибавит зрелищности, привлекательности нашему виду. В парах усложняют элементы: каскад из двух тройных прыжков, четверные выбросы и подкрутки. В танцах на льду с каждым годом все виртуознее катаются. А у женщин все стоит на месте. Девочки исполняют тройные прыжки, делают каскад "три-три". Пара человек делают тройной аксель. Везде есть прогресс. Хочется, чтобы женское катание не отставало.