Теперь она стала совсем самостоятельной: может брать крупные предметы - стакан или карандаш, потихоньку учится рисовать, развивает моторику.
В качестве доброй феи, изменившей жизнь малышки, выступила российская компания "Моторика", резидент инновационного фонда "Сколково". Проект молодой - ему чуть больше двух лет. Ребята воплощают в жизнь то, что для нас еще недавно было фантастикой: прочитать о подобных разработках можно было в зарубежной прессе.
Вот один из ярких примеров - год назад голливудский актер Роберт Дауни-младший, знаменитый Железный Человек из "Мстителей", подаривший мальчику-инвалиду бионический протез, напечатанный на 3D-принтере - руку, один в один повторяющую ту, что была у его киношного героя. Теперь же подобные протезы разрабатывают и в России.
Напечатали на принтере
Малика с рождения учится "дружить" с окружающим миром. Ее мама Гульнара дочерью гордится, говорит, что она очень самостоятельная:
- Кушает она сама. Ходит в обычный детский сад, играет, занимается, наравне со всеми. Вообще, Малика умеет делать многое, разве что куртку на молнии не застегнет и ботинки не зашнурует. Но это и многие обычные пяти-шестилетние дети делают с трудом, - рассказывает женщина.
В "Моторике" разработали два типа протезов: активный тяговый - кисти и бионический - предплечья. Первый тип уже сертифицирован, его можно установить бесплатно, за счет государственных средств. Именно такие "ручки" сделали для Малики.
Активный тяговый протез предназначен для тех, у кого имеются сложные травмы и патологии кисти. Подобные случаи в России протезируются крайне редко - как правило, предлагается лишь косметическое решение. Грубо говоря, это муляж, которым ничего сделать нельзя.
Совмем другое - протез активный. Специалисты "Моторики" могут модифицировать базовую разработку под любую травму, даже если человек потерял лишь несколько пальцев. Единственное условие - должна сохраняться подвижность лучезапястного сустава.
- У девочки билатеральная врожденная патология, а потому нам нужно было разработать сразу два протеза. Требования к их функциональности и удобству были повышенными. Первый протез для девочки мы сделали в августе прошлого года, затем дорабатывали его конструкцию. Для надежности мелких узлов в механизм ввели металлические планки, появилась возможность индивидуальной настройки тяг. Малика может делать разные жесты, регулировать движение пальцев. На их кончиках появились специальные силиконовые накладки, предотвращающие скольжение, - рассказывает представитель компании Галина Малыгина.
Для "золотых рук", которыми теперь пользуется Малика, не нужны никакие источники питания. Они работают за счет движения лучезапястного сустава. Кисти для девочки получились легкими - одна весит около 150 грамм. Материал - искусственный - полиамид. Его получили способом SLS-печати (это технология 3D-печати путем лазерного спекания - более совершенная, чем та, что применялась при изготовлении руки Железного Человека).
"Ухаживать" за протезами несложно - так как у "золотых рук" нет электрических элементов, с ними можно плавать, принимать душ, они не боятся механических повреждений. Есть ограничения по температуре - выше плюс 70 начинается деформация материала, из которого изготовлена гильза. Но такие же "ограничения" есть и у всех нас - Малика теперь знает, что и она может "обжечься". А мыть "золотые ручки" можно как обычные руки - с мылом.
- Пока мы носим протезы недолго - до 10 минут в день. Непривычно - они на ремешках, натирают. Взять мелкий предмет дочери сложно - мелкие карандаши выскакивают. Но она может покатать коляску, взять игрушку. Протезы очень важны: для нас это шаг вперед, в будущее. Учимся пользоваться искусственными пальчиками и ждем, когда в компании начнут делать бионические протезы, - поясняет Гульнара.
"Несерийный" случай
В ульяновском Центре обеспечения техническими средствами реабилитации, санаторно-курортным лечением и адаптации лиц без определенного места жительства говорят, что с удовольствием наладят сотрудничество с компаниями, подобным "Моторике".
- Инновационные протезы для нас, конечно, пока большая редкость. Но в последнее время в России появляется все больше частных протезно-ортопедических предприятий, которые предлагают свою продукцию. Конкуренция растет, качество меняется, и это не может не радовать, - говорит руководитель Центра Михаил Логинов.
В Ульяновской области сегодня проживает более 35 тысяч инвалидов, для которых разработаны программы реабилитации. Это значит, что за государственный счет их должны обеспечить необходимыми для нормальной жизни средствами. На это уходят огромные деньги: в прошлом году ульяновцы получили из федерального бюджета 407 миллионов рублей. В нынешнем Центру предстоит обеспечить почти 67,5 тысяч заявок - на покупку колясок, протезов, бандажей, специальной обуви, гигиенических средств.
Самые сложные заказы - когда инвалиду требуется особенное, нестандартное средство реабилитации. Для одного ульяновца на заводе во Владимире изготовили специальную электроколяску - с поворотниками, чтобы на дороге было видно, куда человек двигается, и прочими особенностями. Очень долго искали предприятие, которое взялось бы сделать протез для молодой мамы, потерявшей ногу (у нее сложное вычленение бедра). Буквально недавно договорились, что за этот случай возьмутся питерцы.
- В нашей базе около шести тысяч детей-инвалидов - в основном, с ДЦП, - поясняет Логинов. - Для каждого ребенка мы подбираем что-то свое - кому-то нужна коляска с разделителями для ножек, другим - с ремешками, третьим - низкая коляска, так как мама имеет небольшой рост и не видит тротуар впереди…
Закупка львиной доли средств реабилитации происходит через конкурс. Специалисты Центра подготавливают задание, запрашивают коммерческое предложение минимум у трех поставщиков, затем объявляют торги - на все это обычно уходит не менее двух месяцев. Но для того, чтобы не ждать долго и закупить для детей именно то, что нужно, применяется другая схема.
По закону, пять процентов от выделенной из госбюджета суммы регионалы могут потратить на закупку технических средств реабилитации без проведения конкурса - если они стоят менее 100 тысяч рублей. Вместе с мамами детей с ДЦП из ульяновского сообщества "Солнце для всех" специалисты Центра составляют список необходимого оборудования и находят поставщиков. В прошлом году на это, в общей сложности, ушло около двух миллионов рублей.
- Индивидуальный подход для инвалидов - единственно правильный. Но недавно мы столкнулись с неожиданной проблемой. Во время плановой проверки прокуратура предъявила нам претензии, что мы приобрели "неравноценные" коляски, - рассказывает Логинов.
История такова. В Центр обратились представители областного общества инвалидов, с просьбой подобрать коляску для мужчины, который недавно стал "человеком с ограниченными возможностями", но продолжает вести активный образ жизни - занимается танцами, совершает поездки и так далее. Ему нашли модель за 60 тысяч рублей (дешевле, чем запрашивали - менее раскрученный аналог известного бренда). В это же время для другой заявительницы, женщины средних лет, приобрели коляску за 20 тысяч. От более дорогой модели она отказалась сама - из-за небольшого роста и слабых рук. В ортопедическом салоне ей подобрали то, что нужно.
На это обратила внимание прокуратура - правоохранители посчитали, что вместо двух "неравноценных" колясок можно было бы приобрести три средних по цене. - Мы предоставили все справки и документы, теперь ждем, что будет дальше, - говорит директор Центра.
Инвалидов-активистов в Ульяновске не так много, но они есть - они занимаются танцами и спортом, ездят на различные мероприятия. И, соответственно, просят иные, несерийные средства реабилитации. И если всех собрать под одну гребенку, лучше никому не станет.
Кстати
Мама Малики, сама инвалид, рассказала, что не может долгое время добиться от димитровградских властей помощи. Уже третий год их маленькая семья стоит в очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение - чиновники утверждают, что нет средств.
- Также я просила, чтобы мне выделили земельный участок под гараж - закон это предусматривает. Но мне ответили, чтобы я поставила его у себя во дворе частного дома. Территория у нас мизерная, я хочу сделать для Малики детскую площадку - больше здесь ничего и не поместится. Возможно, чиновники все же обратят на нас внимание, - говорит Гульнара.
Контакт
Ульяновский Центр обеспечения техническими средствами реабилитации, санаторно-курортным лечением и адаптации лиц без определенного места жительства:
Ульяновск, ул. 1-я Попова, 18, тел. (8422) 44-46-09, почта: ogkuso_dnp@mail.ru
Компания "Моторика": схема подачи заявки опубликована на сайте: motorica.org. Тел.: (985) 369-58-72, почта: info@motorica.org