31.03.2016 22:39
Культура

Что изменилось в Ростовской драме с приходом нового худрука

Что изменилось в Ростовской драме с приходом нового худрука
Текст:  Константин Щербаков
Российская газета - Федеральный выпуск: №69 (6937)
Ростовский Академический театр имени Горького я не видел c середины 90-х, когда там удачно начинался фестиваль "Русская комедия". Да и сейчас после долгого перерыва встретился с ним не в Ростове-на-Дону, а в Москве, где полгода назад театр показал "Тихий Дон" в постановке Геннадия Шапошникова - сперва на коротких гастролях, потом на фестивале "Золотой витязь", где ростовчане получили главный приз.
Читать на сайте RG.RU

Конечно, вспоминали "Тихий Дон" Герасимова, а московский показ вообще совпал по времени с телевизионным "Тихим Доном" Урсуляка. И что? А то, что спектакль выстоял, не оказался в тени, а кто первым пришел к финишной ленточке - это время покажет.

Сущность ростовского спектакля в том, что он раскрывает пласт шолоховского романа, до которого прежде по разным причинам не добирались. Брат поднял руку на брата, друг поднял руку на друга - в этой трагедии Гражданской войны дорога к истине и справедливости перерезана. Освобождались нелюдские инстинкты толпы - это страшно, только страшнее другое. Не толпа ломала судьбы людей и страны, вершила непоправимость. Цвет нации - сильные, благородные, совестливые убивали себе подобных, уходили лучшие, сжималась территория порядочности и благородства, а той совести, что оставалась, не хватает, оказалось, для нашей безмерной страны. А Григорий Мелехов (артист Роман Гайдамак), дед Гришака (артист Игорь Богодух) предстают в спектакле хранителями огня в человеческих душах. Не они создали ситуацию нашествия темноты, но у них отыскались душевные силы ее достойно перемогать...

"Золотая маска" предъявила необыкновенные преображения "Орлеанской девы"

Несколько слов о недавно назначенном художественном руководителе театра, драматурге Александре Пудине. Драматург во главе театра - явление не столь уж частое. Надо выстраивать не только репертуарные планы, но и режиссуру. Шапошников, работавший последние годы в Иркутске, известнее как постановщик Вампилова, Распутина. И еще Пудин сразу же пригласил Сергея Арцибашева, которому в Москве в последние годы его жизни было, прямо сказать, неуютно. Он был вне лагерей и планов, а в театральных коридорах это не прощается.

И вот - гоголевская "Женитьба", третья после Покровки и театра им. Маяковского. Смотришь и понимаешь: спектакль оказался не просто перенесенным на другую сцену, но способным к движению во времени. Может, это печальная фантазия, но показалось мне, что горечь последних лет жизни Сергея Николаевича и драма его расставания с театром им. Маяковского выразилась в ростовской "Женитьбе", вольно или невольно. То, что было и прежде, обозначилось резче, явственней, и спектакль захлестнула жалость к его несуразным героям, Агафье (артистка Кристина Гаврюкова) и Подколесину (актер Артем Шкрабак) прежде всего. Но зачем же так, об пол и вдребезги, и пошли вы все вон? Женись - не женись, выходи замуж - не выходи замуж - дело деликатное, но ведь в конце концов и домами можно дружить, собираться по субботам на чаек, все вместе. Вместе... Тоска по человеку рядом - вот что осталось. И свет воспоминания - но ведь могло же, могло быть...

Разные на ростовских спектаклях возникали соображения. К примеру, о жестокости театральной Москвы. Три с половиной года назад административным способом Сергей Яшин был отстранен от должности худрука театра им. Гоголя, который успешно возглавлял в течение 25 лет. Руку помощи ему протянула русская провинция - Оренбург, Ростов. В Ростове в постановке Яшина идет "Пигмалион" Бернарда Шоу.

Рок-оперу "Преступление и наказание" превратили в сценический продукт

В ростовском "Пигмалионе" артистка Елена Золотавина (Элиза) проделывает такие трюки! Но и Хиггинс (Вячеслав Огир) ведет себя, как мальчишка, хотя и профессор. Маме его с ее английским юмором (Татьяна Шкрабак) тоже нелегко наставить сына на путь истинный - профессор же, хотя и мальчишка. Молодец Яшин, не сломился, не впал в пессимизм, и Шоу него - веселый, очень веселый писатель.

И, наконец, "Село Степанчиково и его обитатели" Достоевского в инсценировке Владимира Малягина и постановке Геннадия Шапошникова. В Ростове спектакль идет под названием "Сумасшедшая любовь в селе Степанчиково". Здесь о художнике Викторе Герасименко нельзя не сказать: бесконечное переплетение то ли ветвей, то ли паутины, а где-то в глубине, в тенетах - время от времени возникают контуры земного шара.

На сцене сплетается атмосфера сумасшедшего дома, в центре которого - Фома Фомич Опискин (Сергей Власов). И в костюме, и в манере его - что-то дьявольское, даже в зрительном зале ощущаешь силу его змеиного обаяния. Сколько уж повидали мы таких учителей жизни, которых на поверхность выталкивает их гипертрофированная ущербность, но как без них в сумасшедшем доме? Он снова учит, как жить, а мы, уши развесив... Но проповеди Фомы не заглушат человеческие голоса. Они звучат, и любовь Ростанева (Евгений Климанов) и Насти (Анна Гайдамак) пробивается сквозь интриги и злобы.

Всюду жизнь, хотя бы и в сумасшедшем доме. Так будем жить, будем прощать, чтобы не доходило до противостояния безвозвратно. И для учителей жизни место найдется, куда ж их девать-то? Ну, может, разок из телеги вывалить, как Фому Фомичу, и строго внушить, чтоб жить не мешали. Получится? Кто их разберет, учителей...

Так вот складывается у худрука театра Александра Пудина. Разумно и обнадеживающе. В ближайших планах - "Цыган" Анатолия Калинина. Спектакль к столетию со дня рождения знаменитого донского писателя.

Драматический театр Ростов-на-Дону Юг России