1. Почему цена на нефть постоянно падает, а стоимость бензина и дизельного топлива на АЗС неизменно растет? Не пора ли нефтепереработчикам умерить аппетит?
Дело не в аппетите нефтепереработчиков. Стоимость бензина и дизтоплива складывается под влиянием многих экономических факторов. И цена нефти далеко не главный из них.
"В России цены на бензин зависят не от цены на нефть, а от курса рубля к доллару, налогообложения, мировых цен на нефтепродукты", - говорит старший аналитик агентства деловой информации "Атон" Александр Корнилов.
"В цене литра топлива семь - десять процентов - стоимость нефти, остальное - налоги, расходы и прибыль компаний", - поддерживает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. А налоговая составляющая, по словам заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолия Голомолзина, равна примерно 55 - 60 (!) процентам. При этом прибыль компаний примерно пять процентов, что, по любому счету, вполне умеренно.
Здесь уместно вспомнить, что с 1 апреля акцизы на моторное топливо поднимутся уже во второй раз в недавно наступившем году. А ценники на АЗС нефтяники переписывать не спешат, хотя при этом "ЛУКОЙЛ" несет многомиллиардные убытки, о чем заявлялось публично. Это к вопросу о якобы неумеренных аппетитах нефтепереработчиков.
Структуру стоимости бензина хорошо раскрывает публикуемая диаграмма.
2. В Америке почему-то с падением цен на нефть цены на бензин постоянно падают. Мы-то чем хуже?
Структура себестоимости автомобильного топлива в разных странах разная. В США, к примеру, в цене бензина львиную долю (более 70 процентов) занимает как раз стоимость сырья. Налогов же - всего около 12 процентов. Подешевело сырье - подешевел и конечный продукт.
У нас же структура себестоимости нефтепродуктов, как уже сказано, совершенно иная. Доля сырья в российском бензине лишь шесть - девять процентов, а вот налоги, в том числе акцизы, сегодня составляют в ней около 60 процентов. Прибавьте стоимость добычи, переработки и розницы, транспортную составляющую. При такой структуре себестоимости удешевление нефти на конечную цену топлива особо не повлияет. Ощутимо снизить ее можно только сокращением налоговой составляющей.
3. Налоги, акцизы, - это все понятно. Но все-таки дорогой у нас бензин, слишком дорогой, разве нет?
Давайте зайдем в любой сетевой продуктовый магазин. Что мы видим на стенде с напитками? Литровая бутылка отечественного "Нарзана" стоит примерно 58 рублей. Литр "Колы" - около 68 рублей. А литр наиболее популярной марки бензина АИ-92 на АЗС "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" обойдется клиенту в 35 с небольшим рублей. Как говорится, почувствуйте разницу.
При этом затраты на производство напитков и моторного топлива несопоставимы. Сложная, высокотехнологичная добыча и переработка нефти, сопряженное с повышенной опасностью и необходимостью соблюдать жесткие экологические нормы производство, содержание сети АЗС - все это объективно утяжеляет стоимость бензина или дизтоплива. Про налоговую нагрузку уже говорилось. Разумеется, никто не утверждает, что бензин у нас дешевый. Но ведь все познается в сравнении, не так ли?
4. Что такое налоговый маневр? Говорят, что именно из-за него растут цены на бензин?
Вопросы, связанные с налоговым маневром и его реализацией, на днях обсуждались в рамках представительного круглого стола, который был организован интернет-сайтом "Нефтянка" и Агентством деловых коммуникаций.
В ноябре 2014 года принят пакет изменений в налоговое законодательство, получивший название "Налоговый маневр". В рамках маневра предполагалось поэтапное повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с одновременным снижением экспортных пошлин. Поскольку такое перераспределение налоговой нагрузки способствует росту внутренних цен на нефть и нефтепродукты, для защиты российских потребителей предполагалось снизить акцизы.
С первой частью маневра - повышением ставки НДПИ - проблем не возникло, она растет, как и было запланировано. А вот понижение акцизов вызвало противодействие со стороны Министерства финансов - эта мера противоречит необходимости увеличивать доходную часть бюджета. Уже на этапе утверждения налогового маневра было решено снижать акцизы не слишком сильно. В ходе реализации планов вместо снижения акцизов и вовсе решили повышать их, причем ускоренными темпами. В результате в текущем году акцизы увеличивали уже дважды, притом что год только начинается.
Понятно, что это не могло не сказаться на цене моторного топлива. "Акциз в конечном итоге - это то, что снимут с потребителя, потому что акциз включается в цену конечной продукции", - напомнила советник по экономике ассоциации "Ассонефть" Маргарита Козеняшева.
Но понятно, что говорить здесь надо не об аппетитах нефтяных компаний, а о системе налогообложения нефтегазового сектора в целом. По словам заместителя председателя комитета Государственной думы РФ по энергетической политике Юрия Станкевича, сегодняшняя налоговая система представляет собой некое лоскутное одеяло. Его поддерживает генеральный директор ассоциации Елена Корзун, считающая, что нефтяная отрасль нуждается в конструировании нормальной налоговой системы.
5. Не раз говорилось, что "ЛУКОЙЛ" ведет социально ориентированный бизнес. А может ли компания, например, помочь населению, не повышая цены на бензин?
Вот что по этому поводу сказал президент компании Вагит Алекперов в интервью агентству "Интерфакс":
- Мы не благотворительное общество. Если налоги растут, цены на бензин будут расти, если инфляция растет, цены на бензин будут расти. Мы помогаем населению. У нас есть программы пенсионного обслуживания, поддержки молодых семей, мы компенсируем ипотечные кредиты нашим работникам, ведем огромную благотворительную работу. Мой фонд поддерживает социальных предпринимателей. Это отдельное направление. Но то, что касается бизнеса компании, то он должен основываться на рыночных отношениях как с обществом, так и с государством.
Алексей Махнев генеральный директор ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт"
- На мой взгляд, к комментариям экспертов добавить нечего. Приведенные факты и цифры вполне объективны и показательны. Напомню только, что на АЗС нашего предприятия клиентов встречают не только ценники, но прежде всего безукоризненное качество топлива и сервиса, хороший ассортимент магазинов и кафе, доброжелательное отношение персонала. Другими словами, клиентоориентированный бизнес "ЛУКОЙЛа" во всех проявлениях.
Предприятие работает в Волгоградской, Астраханской, Саратовской, Пензенской, Ростовской областях и Республике Калмыкия. Общее количество АЗС "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукта" - около 300 единиц. На предприятии постоянно действует программа реконструкции объектов с целью повысить комфорт и качество обслуживания потребителей.