Инициатором запроса стало Министерство юстиции РФ. Оно просит рассмотреть возможность исполнения решения Европейского суда по правам человека по делу "Анчугов и Гладков против России" - при том что оно прямо противоречит Конституции РФ. Как пояснил Уполномоченный РФ при ЕСПЧ - заместитель министра юстиции Георгий Матюшкин, в своем запросе минюст не ставит под сомнение положения Конвенции, которая, однако, является лишь частью правовой системы РФ. Решение ЕСПЧ в нескольких пунктах подвергает прямой критике статью 32 Конституции РФ, в то время как упомянутая часть протокола содержит лишь общие условия обеспечения свободного волеизъявления народа.
- Минюст России исходит из того, что ни конвенция, ни основанные на ней правовые позиции ЕСПЧ не отменяют для российской правовой системы приоритета конституции РФ, - отметил Матюшкин, - а изменение самих оспариваемых положений возможно только через принятие новой Конституции.
Как следует из материалов дела, ЕСПЧ усмотрел в статье Конституции, лишающей заключенных права избирать и быть избранными, нарушение статьи 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека, которая гарантирует право на свободные выборы. Как пояснил судья-докладчик по делу Сергей Князев, ограничение избирательного права в данном случае, по мнению Страсбургского суда, нарушает Конвенцию, поскольку носит "автоматический и неизбирательный характер вне зависимости от тяжести и вида преступления".
По мнению большинства представителей органов власти, принимавших участие в заседании КС, исполнение решения Страсбурга по делу Анчугова - Гладкова ставит под сомнение национальный суверенитет России. Представитель правительства РФ Михаил Барщевский вообще предложил руководствоваться теорией государства и права в совокупности с арифметикой: если присоединение к Конвенции произведено федеральным законом, то есть нормативным актом третьего порядка, то она не может быть наделена большей силой, чем сам закон. А акт третьего уровня не может противоречит актам второго и первого уровня, то есть Конституции. Эту точку зрения отчасти поддержал и представитель Госдумы Дмитрий Вяткин.
- Сегодня та самая ситуация, когда выводы ЕСПЧ прямо противоречат тексту Конституции, так что вопрос ясен - исполнение такого решение невозможно, - считает он. - Мы должны оберегать свой суверенитет от посягательств любых международных органов, какими бы высокими целями они ни руководствовались. Представитель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества Илья Шаблинский был не столь категоричен: проблему нельзя сводить к простой иерархии законов, поскольку речь идет о неисполнении Россией своих международных обязательств. В то же время от нашей страны никто не требует принятия новой Конституции, в решении Европейского суда определено, что достаточно будет толкования КС, который установит дифференцированный подход для реализации избирательного права лиц, осужденных и находящихся в местах лишения свободы. Решение по данному делу будет провозглашено позднее.