Такое решение было принято Коллегией Евразийской экономической комиссии. "Российская газета" выяснила у экспертов и авторов документа, что это за вещество и почему его запретили сразу пять стран.
Запрет на применение этилванилина в детском питании с 6 апреля содержится в решении коллегии ЕЭК N206 от 11 ноября 2014 года. Продукция, произведенная до этого времени, будет законно продаваться, в том числе и в российских магазинах, пока у нее не кончится срок годности. Родителям не стоит переживать, что ребенок может съесть продукт с этилванилином.
Он не опасен. "Сейчас во всем мире наблюдается тенденция на применение только натуральных ингредиентов в детском питании. И в Евразийском экономическом союзе также стараются ее придерживаться", - рассказали "Российской газете" в пресс-службе коллегии ЕЭК. При этом каких-либо доказательств вреда от употребления этого ванильного ароматизатора нет, подтвердили там.
Этилванилин - искусственный ароматизатор. То есть вещество, не существующее в природе и получаемое человеком, придающий продукту вкус и аромат ванили, рассказывает кандидат химических наук, директор по техническому регулированию компании "Нутриция", производящей детское и лечебное питание, Дмитрий Миклин. "В питании детей раннего возраста ароматизаторы разрешают только в том случае, если их использование не только безопасно, но и необходимо, - уточняет эксперт. - Необходимости в использовании этилванилина в детском питании нет".
И там, где это нужно, можно воспользоваться натуральным экстрактом ванили или ванилином (основным веществом, отвечающим за вкус этого растения). "Поэтому, - продолжает собеседник "РГ", исключение этилванилина из разрешенных к применению в детском питании веществ правильно, так как в его использовании нет необходимости и ему есть не только безопасные, но и натуральные аналоги".
Представитель компании указывает, что они никогда не использовали этилванилин в своей продукции. И изменение нормативных требований на них никак не повлияет. "Продукции с этилванилином на рынке должно быть крайне мало, если она вообще на нем присутствовала, так что потребители не должны для себя почувствовать сколь-нибудь заметных изменений в связи с его запретом - ни по ассортименту, ни по стоимости продуктов детского питания", - считает Миклин. Схожую точку зрения приводят и в коллегии ЕЭК.
В одно время в законодательстве Таможенного союза существовала правовая коллизия. Техрегламент о безопасности пищевой продукции запрещал использовать этилванилин для применения в пищу детям до 5 месяцев. Другой техрегламент, о безопасности пищевых добавок, - разрешал. Вступающее завтра в силу решение сняло это противоречие в пользу ужесточения правил. Производителям был дан переходный период на изменение своих рецептур и отказ от использования спорного ароматизатора.
В ближайшем будущем изменений в требованиях к составу детского питания ждать не стоит, говорит Дмитрий Миклин. Сейчас перечень разрешенных добавок оптимален, говорят эксперты "Российской газеты".
Однако требования к питанию детей раннего возраста включают в себя не только показатели безопасности, но и показатели пищевой ценности - сколько белков, жиров, витаминов и минералов получит малыш с едой. И помимо того, как идут исследования в этой области, меняются представления о том, каким должно быть оптимальное питание для детей. "В этом направлении работа идет постоянно, - показатели пересматривают обычно примерно раз в десятилетие, - рассказывает Миклин. - И сейчас, естественно, тоже происходит обсуждение этой тематики. Говорить о том, что эти изменения четко сформулированы, рано. Но все, связанные с детским питанием, понимают, что такая работа необходима".
Директор по маркетингу компании "Нутриция" Татьяна Семина напоминает, что на детском питании родители, как правило, не экономят. Но кризис и эту категорию не обошел стороной. "В первую очередь, это сказалось на распределении продаж по каналам, - продолжает эксперт. - Растут "дискаунтеры" и специализированные детские магазины, которые могут предложить наиболее низкие цены".
Естественно, родители стараются покупать детское питание той марки, к которой они привыкли, но теперь предпочитают делать это в рамках промоакций, закупаясь впрок. При этом увеличивается спрос на упаковки больших размеров. Ведь цена за килограмм в этом случае получается ниже. И потребитель сейчас на это очень реагирует.
В целом, резюмирует Татьяна Семина, нельзя сказать, что структура рынка как-то существенно изменилась. Скорее изменились покупательские стратегии. Производители и торговля ловят эти настроения и пытаются подстроиться под них. Рынок детского питания живет и даже пытается развиваться.