03.04.2016 22:00
Общество

Максимов: Система подготовки молодых журналистов нуждается в пересмотре

Текст:  Андрей Максимов
Российская газета - Федеральный выпуск: №70 (6938)
В Ростове открывается финал второго Всероссийского телевизионного конкурса "Студенческий ТЭФИ". Я удостоен чести быть членом жюри этого смотра, но по разным причинам приехать на финал не смогу, а в разговоре поучаствовать хочется. Вот и пишу - не по результатам, а в разгар битв и разговоров в слабой надежде, что вдруг и мое мнение сгодится.
Читать на сайте RG.RU

Я посмотрел огромное количество студенческих телевизионных работ буквально со всей страны. Душа моя и радостью наполнилась, и скорбью.

Радостью в первую очередь за организаторов, которые придумали и вот уже во второй раз проводят этот конкурс.

Как, где и когда молодые телевизионщики могли бы еще собраться, как не на этом фестивале? Посмотреть работы друг друга, обсудить, поговорить. Если можно, я не стану доказывать очевидное: такие беседы очень важны.

Надеюсь, эти разговоры будут честными и нелицеприятными. И тут начинается про скорбь.

После некоторых сюжетов вспыхивала робкая радость. Скажем, от интервью с ополченцем, который воевал на Украине. Или от глубокого и одновременно ироничного рассказа о том, как печется хлеб. Или от веселого мультика, в котором ребенок честно пытается осознать взрослую жизнь. Или от блестящего интервью со знаменитым композитором. Примеры радости есть еще. Но их, увы, немного.

В целом уровень студенческих работ рождает печаль. И грусть. И, увы, скуку.

Для меня самым безрадостным было то, что в подавляющем большинстве работ невозможно разглядеть личностей их создателей. Возникает ощущение, будто страдания, радости, любовь, обретения и потери молодых журналистов существуют сами по себе, а их сюжеты сами по себе.

Владимир Познер: У блогера нет никакой ответственности за текст

Смотрел я работы молодых людей, и очень мне хотелось понять: что этих людей волнует? Что у них болит? За что они переживают? Как они живут в конце концов. Не удалось...

Меньше всего хотелось бы винить в этом молодых журналистов. Видимо, сюжеты "про то, что болит" сегодня не особо востребованы на областных студиях телевидения. В отличие от репортажей с разных фестивалей, концертов, праздников, от которых уже в глазах рябит.

Даже тележурналы, в которых рассказывается о жизни разных институтов, невероятно скучны и однообразны. Более всего они напоминали мне газету "Правда" советских времен. Передовица - про официальное. Еще про официальное. И еще про официальное. А под финал, на четвертой полосе, про какой-нибудь концерт. А где про то, чем живут сегодня молодые люди?

Вы представляете, на фестивале студенческих работ почти нет сюжетов про проблемы поисков себя, своего призвания, своей профессии? Да что там! Молодые люди почти не снимают про любовь!

Мне всегда казалось, что в телевизионном сюжете должен быть либо герой, либо проблема. А лучше и то, и другое. Скучно смотреть, когда просто некий перечень событий.

Много сюжетов про Великую Отечественную войну. И это радость. Печаль в том, что сделаны они как-то невероятно официально и неинтересно.

Вот журналист рассказывает о своей прабабушке, которая прошла войну. О прабабушке своей, о родственнице! И хочется его спросить: "Коллега, а вы не могли бы найти какие-нибудь человеческие слова? Почему вы со мной, зрителем, разговариваете так, словно выступаете с докладом на конференции? Я же свой. Отчего же вы так разговариваете со мной, словно все человеческое и мне, и вам чуждо? Если вы рассказываете про своих родственников, почему вы делаете это вообще без эмоций? Если вас не трогает их судьба, почему вы надеетесь, что она тронет меня?"

Хочется спросить: "Коллега, а вы не могли бы найти какие-нибудь человеческие слова?"

На самом-то деле я знаю ответы на эти вопросы: потому что не научили. Конкурс студенческого ТЭФИ надо было бы провести уже хотя бы для того, чтобы подумать: как мы учим молодых журналистов? Чему мы их учим?

Я не раз писал о том, что система подготовки молодых журналистов нуждается в коренном пересмотре. Я даже учебник сочинил по телевизионной журналистике в надежде изменить ситуацию. Но увы...

Весьма символичным мне показался сюжет, в котором студенты берут интервью у декана журфака МГУ. Декан журфака очень интересный, милый, живой человек. Но как же неумело задают вопросы студенты! И как же неумело они все это снимают!

На журфаках по-прежнему дают массу информации, которая теоретически должна расширять кругозор молодых людей, но при этом почти не учат тому, без чего невозможно стать журналистом. Например, тому, как брать интервью, не обращают внимания на психологию общения и на психологию вообще. И вот результат.

Есть на конкурсе номинация "режиссер". Наверное, в ней будет победитель, и я его заранее поздравляю. Но я среди вышедших в финал не нашел ни одного достойного победы.

Мне всегда казалось, что режиссура - это не короткие склейки под музыку, а создание своего мира, создание атмосферы. Увы...

Кто-то скажет: "Вы слишком многого требуете! Они молодые еще!"

Нет, дорогие мои. Через год-другой, а то и завтра эти люди придут на ТВ и будут определять его лицо. Мне и как зрителю, и как коллеге хочется, чтобы оно было каким-то другим, нежели то, что отчетливо прорисовывается сегодня.

Мои учителя в профессии часто повторяли фразу знаменитого журналиста Анатолия Аграновского: "Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает". Я очень хочу надеяться, что финал студенческого конкурса ТЭФИ заставит задуматься над тем, кто приходит сегодня в такой манящий мир телевидения.

Уже хотя бы ради одного этого стоило проводить конкурс.

СМИ и соцсети