А уже к сентябрю кабинет министров представит программы реализации таких активов унитарных предприятий и "дочек" госкорпораций. Эксперты предполагают, что массовая распродажа неликвида позволит компаниям с государственным участием сосредоточиться на основной деятельности, сделает их работу более прозрачной и эффективной с точки зрения качества корпоративного управления и расходования бюджетных средств.
Время продавать
Несмотря на то, что власти еще в 2012 году поставили перед госкорпорациями цель освободиться от непрофильных активов, до недавнего времени этот процесс шел медленно. Экономический кризис данный вопрос актуализировал.
Согласно самым скромным подсчетам, доля госсектора в экономике России составляет 50%. ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) оценивает ее еще выше - более 80% при аналогичном среднемировом показателе в 30%. По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, нужно стремиться к тому, чтобы к 2018 году "не более четверти экономики контролировалось государством". Он призвал компании с государственным участием как можно активней избавляться от непрофильных активов. "Как только есть на рынке кто-то, кто готов за актив заплатить цену, которая является приемлемой, мы этот актив не держим, мы его продаем", - порекомендовал первый вице-премьер.
Оптимизация в действии
По данным Министерства экономического развития РФ, в перечне непрофильных активов сейчас примерно 4670 объектов. При этом уже распродано таких активов на 176,7 млрд рублей. На сегодняшний день только 21 госкомпания из более чем полусотни организаций, в которых проводился мониторинг, утвердила и частично выполнила программу реализации своего неликвида, сообщил СМИ представитель минэкономразвития. По его словам, отдельные структуры - "Роснано", "Росагролизинг", АИЖК, "Глонасс", "Оборонпромкомплекс", "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" и некоторые другие - считают, что у них вообще нет непрофильных активов.
Компании с государственным участием, которые уже начали избавляться от балласта, придерживаются в этом вопросе индивидуальных стратегий. Многие в первую очередь распродают социально-бытовые и инфраструктурные объекты. Например, ПАО "Газпром" реализует нежилые помещения в Кисловодске, квартиры в Астрахани, базу отдыха в Краснодарском крае и производственные базы в Саратовской области. В прошлом году холдинг окончательно вышел из состава акционеров аэропорта Сургут. ПАО "РусГидро" за период 2010-2015 гг. избавилось от 142 таких активов, а на 2016 год запланировало продать еще 286 объектов.
В государственной корпорации "Ростехнологии" для оптимизации портфеля проблемных и непрофильных активов создана отдельная дочерняя структура - "РТ-Проектные технологии". "Ростех" вообще одним изпервых заявил о масштабной распродаже неликвида, к которому компания относит земельные участки, недвижимость, объекты незавершенного строительства, социальной инфраструктуры и ЖКХ. Еще четыре года назад "Ростех" объявил о намерении продать 537 объектов недвижимого имущества, в том числе 54 земельных участка площадью около 240 га. Управляющий директор по проблемным активам корпорации Александр Назаров рассказал, что в 2013 и 2014 гг. компания реализовала непрофильные активы на сумму больше 4 млрд рублей. По его данным, к ноябрю 2015 года на балансе "Ростеха" числилось около 100 проблемных предприятий и более 150 непрофильных активов.
В 2014 году доход "Росатома" от реализации непрофильного имущества составил 2,4 млрд рублей. ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" в рамках реструктуризационной программы получило около 3 млрд рублей.
Выручка госкомпаний от продажи неликвида пополняется не только за счет сделок с недвижимостью. В позапрошлом году "Производственная компания "Энергетический Союз" заплатила "Газпрому" 2,6 млрд рублей за 49,62% уставного капитала системного интегратора ОАО "Газпром автоматизация". "АЛРОСА" рассталась с добывающей "Иреляхнефтью", перешедшей в собственность компании "Дулисьма" за 1,8 млрд рублей, и двумя своими страховыми структурами, одну из которых приобрел на открытом аукционе "СОГАЗ" за 620 млн рублей.
Рекордсменом по объему распродаж непрофильных активов в прошлом году стало ОАО "РЖД". Корпорация активно избавляется от своих дочерних предприятий и уже получила свыше 8 млрд рублей. Выручка РЖД только от продажи ООО "Транспроект-финанс" четверти пакета акций "Росжелдорпроекта" (компания специализируется на строительстве жилья) составила 2,45 млрд рублей. Кроме того, корпорация реализовала частным инвесторам 25% долю в ООО "Аэроэкспресс" и 75% минус одна акция "Первой нерудной компании". Также летом прошлого года РЖД продала 50% минус две акции ОАО "Бетэлтранс" (крупнейший в России и СНГ производитель железобетонных шпал) частному инвестору более чем за 3 млрд рублей. Недавно стало известно, что этот же инвестор заинтересован в приобретении у корпорации еще 25% акций "БЭТ" за 1,5 млрд руб., то есть по цене предыдущей сделки. И это несмотря на значительное сокращение заказа шпальной продукции со стороны РЖД.
Преодолевая инертность
Продажа непрофильного актива стратегическому инвестору, который гарантирует дальнейшее развитие и модернизацию выкупленного предприятия - наилучшая из возможных стратегий для госкомпаний на пути оптимизации ресурсов.
Медлительность, которую многие из них все еще проявляют в этом вопросе, связана с несколькими причинами. Некоторые корпорации пока предпочитают сосредоточиться на других инструментах повышения эффективности - сокращение персонала или модернизация производственной базы. Эксперты отмечают и такой фактор, как сила инерции. В советское время большинство крупных компаний развивались по принципу "все на своей площадке".
По словам заместителя директора Института "Центр развития" НИУ ВШЭ (Высшая школа экономики) Валерия Миронова, раньше в экономической теории господствовал подход, что бизнес надо диверсифицировать. Однако теперь эксперты убеждены, что выгоднее привлекать к сотрудничеству предприятия на аутсорсинге. Передача неликвида госсектора в частное управление - общемировой тренд. Экономисты обращают внимание на то, что от продажи непрофильных активов выигрывает госбюджет. По оценкам премьер-министра Дмитрия Медведева, объем закупок крупнейших компаний с государственным участием превышает 14 трлн рублей в год. Правительство заинтересовано в том, чтобы эти средства расходовались эффективно, а для этого госкомпаниям надо оптимизировать собственные расходы и увеличивать доходы. По словам председателя правительства РФ, у каждой компании "есть значительные возможности для оптимизации издержек" хотя бы на 2-3% в год. Делать это они могут, в том числе, и за счет продажи непрофильных активов.