Многие считают, что сегодня уменьшились объемы и виды социальной помощи населению. Действительно ли это так? Сократились ли расходы на поддержку населения региона?
Ленара Иванова: В целом расходы на социальную поддержку в республике не снижаются. В прошлом году на предоставление гражданам соцвыплат республика направила порядка восьми миллиардов рублей. На 2016 год планируется столько же. Сегодня государственная политика направлена не на сокращение социальной помощи, а на предоставление ее действительно нуждающимся гражданам, более адресно.
Мы начали эту работу еще в 2013 году с монетизации ряда льгот для многодетных семей. Так, к примеру, заменили денежными выплатами компенсации за посещение детьми и их родителями физкультурно-оздоровительных клубов, бассейнов. Конечно, недовольными остались уфимские многодетные семьи, которые в прошлые годы могли в полном составе бесплатно заниматься в данных спортивных заведениях. В то время как сельчане не имели возможности пользоваться этой льготой из-за банального отсутствия таких спортивных залов. Также деревенские жители не пользовались правом бесплатного проезда детей в общественном транспорте. Для восстановления справедливости в республике провели монетизация этих льгот и ввели принцип адресности.
С 2016 года поддержку в основном получают только те семьи, у которых среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, то есть те, кто действительно нуждается в поддержке.
При предоставлении социальной поддержки населению главное требование - адресность. Эта задача поставлена перед нами Правительством Российской Федерации в рамках федерального закона по предоставлению мер соцподдержки с применением критериев нуждаемости, который вступил в силу с первого января 2016 года.
При получении ряда льгот теперь обязательное требование, что кто-то в семье нуждающихся должен работать или учиться. К примеру, для выплаты ежемесячного пособия на ребенка. Но ведь зачастую мать-одиночка по объективным причинам не может найти работу.
Ленара Иванова: Сегодня важно разобраться и выявить всех, кто живет только на пособия. Но, честно говоря, ни на одно из них (максимальное пособие - это пособие от полутора до трех лет для малоимущих многодетных семей при рождении третьего и последующих детей - три тысячи рублей в месяц) прожить просто невозможно. Соответственно, у людей есть либо личное подсобное хозяйство, либо нелегальный заработок. А тут уж речь идет о теневом секторе экономики.
Неработающие граждане ни копейки не перечисляют в бюджет государства в виде налогов, бесплатно лечатся в больницах, водят детей в детские сады и школы, пользуются дорогами, то есть всей инфраструктурой, созданной государством на деньги добросовестных налогоплательщиков. Разве это справедливо? И потом, обязанность родителей содержать своих детей еще никто не отменял.
Возможно, внедряя адресную соцпомощь, мы условно ухудшаем жизнь людей, принимаем непопулярные решения, но все это делается для дальнейшего повышения качества жизни граждан, чтобы не допустить иждивенчества в обществе. Все сэкономленные средства бюджета республики направляются на поддержку тех граждан, которые действительно в ней нуждаются по объективным причинам.
Как вы считаете, какой вид соцпомощи сегодня самый эффективный?
Ленара Иванова: Как говорят, дорога ложка к обеду, поэтому самыми эффективными считаются те меры социальной поддержки, которые предоставляются действительно нуждающимся в них и реально помогают людям выбраться из трудной жизненной ситуации. Таким видом помощи как раз является социальный контракт.
Технология оказания адресной социальной помощи в виде социального контракта ввели в нашей республике сравнительно недавно - 1,5 года назад. Эта мера направлена в первую очередь на преодоление социального иждивенчества и дает возможность гражданам самостоятельно изменить свое материальное положение.
Данный вид государственной поддержки быстро набрал популярность и оказался очень востребованным, особенно среди малоимущих семей с детьми, на долю которых приходится более 98 процентов заключенных контрактов. Такой вид адресной поддержки стимулирует малоимущих граждан к активным действиям по выходу из трудной жизненной ситуации, за счет обеспечения постоянных самостоятельных источников дохода, как в натуральной, так и в денежной форме. Особенно это актуально для сельского населения республики, ведь они могут получить дотацию на ведение личного подсобного хозяйства.
Эффект от внедрения социального контракта реальный. Среднедушевой доход семей повысился почти в два раза в денежном выражении - в среднем с 3,5 тысячи до 6,3 тысячи рублей, и это не считая продуктов питания, полученных в личном подсобном хозяйстве.
Кроме того, социальный контракт, направленный на развитие личного подсобного хозяйства, способствует развитию трудовых навыков у детей. Что тоже немаловажно.
Можно ли сказать, что большинство пособий и льгот сегодня получают лишь те граждане, у которых низкий доход? По крайней мере, кажется, что к этому все и идет...
Ленара Иванова: Такая категория как семьи с детьми, учитывая трудоспособный возраст родителей, пользуется в основном мерами социальной поддержки, предоставляемыми с учетом адресности. Без учета критериев нуждаемости получают поддержку труженики тыла, ветераны труда. Как изменится ситуация в будущем и изменится ли вообще, покажет время... Наша задача, в первую очередь, - трудоустроить граждан, чтобы они работали и самостоятельно обеспечивали достойный уровень жизни своей семьи.
В 2014 году в Башкирии изменили положение о награждении медалью "Материнская слава". Теперь для возбуждения ходатайства муниципалитетом учитывается не только положительная характеристика самой мамы пятерых и более детей, но и характеристики детей, то есть основным критерием для награждения является не количество рожденных детей, а их достойное воспитание.