Документ был подготовлен в продолжение инициативы о введении обязательных теледебатов на выборах и внесен депутатами фракции ЛДПР во главе с ее лидером Владимиром Жириновским. "У нас часто человек идет на выборы в каком-то удаленном городе, а у него агитация: фотографии со знаменитыми спортсменами, артистами - какое они все имеют отношение к нему?" - недоумевал лидер ЛДПР, объясняя суть законопроекта.
В свою очередь другой автор законопроекта, вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев объяснил, что после одобрения документа "ни один кандидат на выборах не сможет прятаться за красивую фотографию с президентом, губернатором или другим известным человеком". "Только фотографии непосредственных кандидатов могут быть использованы в ходе избирательной кампании и больше никого", - подчеркнул депутат.
Публикуемый закон действительно ограничивает право кандидатов на выборах использовать в агитационных материалах "изображения другого, известного человека" для привлечения избирателей. Ограничение на использование изображений физического лица устанавливается в предвыборных материалах.
Впрочем, это не значит, что кандидату придется размещать на постерах, в листовках и брошюрах лишь собственные изображения. Законодатели оставили одну лазейку: если знаменитость является однопартийцем кандидата и участвует в выборах в составе федерального списка избирательного объединения, то у последнего есть возможность использовать его образ.
Немаловажно и то, что устанавливается запрет на использование в агитационных материалах высказывания физического лица, не имеющего права проводить предвыборную агитацию. К ним относятся лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей. Кроме того, в агитационных материалах не разрешается использовать высказывания священников при совершении обрядов и церемоний, а также издателей СМИ в том случае, если они осуществляют профессиональную деятельность.
Комментируя закон в целом, председатель Госдумы Сергей Нарышкин отметил, что смысл документа в том, чтобы избиратели видели своих кандидатов и ориентировались на их предвыборные программы, а не на собственные эмоции.