Томская митрополия и местные власти решили увековечить память святого, дискуссии о тайне личности которого возникли еще при его жизни. Паломнический центр будет состоять из воссозданного дома старца с монашескими кельями, сувенирной лавки и действующего памятника скитальцу.
- Мы обязаны хранить память об Александре I, освободившем Россию от наполеоновских войск в Отечественной войне 1812 года, и о старце Федоре, под чьим именем, по легенде, император провел остаток жизни в Томске, - сообщил "РГ" губернатор Томской области Сергей Жвачкин. - Для паломников и туристов должны быть созданы достойные условия.
В микрорайоне Восточном, ранее называвшемся Хромовкой, до революции стоял бревенчатый дом купца Семена Хромова. С 1859 по 1863 год в доме жил старец Федор Кузьмич. Он вел аскетический образ жизни, но его манеры выдавали в нем благовоспитанного и образованного человека. Источником его дохода было обучение детей грамоте, Священному Писанию и истории. В качестве платы Федор Кузьмич брал только пищу, отказываясь от денег. Старца начали почитать за праведную жизнь, обращались к нему за советами по различным житейским вопросам.
За подвижничество в 1984 году он был канонизирован Русской православной церковью в лике праведных в составе Собора сибирских святых. Федор завещал похоронить себя в Томске в ограде Богородице-Алексиевского монастыря. Могила старца сразу стала местом паломничества. В начале XX века над ней была сооружена часовня, а в 1995 году на месте разрушенной в годы гонений часовни были обретены мощи святого Феодора, ставшие главной святыней Томска.
Как сообщала "РГ", в прошлом году эксперты-графологи сделали сенсационное заявление. Исследования рукописей царя и святого скитальца показали, что их почерк абсолютно идентичен. Ученые утверждают, что Федор - не кто иной, как император Александр I, который отрекся от престола в пользу своего брата. Он якобы имитировал свою смерть в Таганроге и пустился странствовать по России, чтобы замолить грехи. Графологи также заявили и о полном совпадении между почерками супруги Александра I Елизаветы Алексеевны и монахини Веры Молчальницы. По легенде, она, как и ее супруг, инсценировала свою гибель и посвятила себя служению церкви.
Заявление исследователей взбудоражило научную общественность. Теперь окончательную точку в споре о смерти Александра I может сделать только эксгумация и анализы ДНК.