- Впервые за все время наблюдений (с 2011 года) желаемые и средние реальные доходы, рассчитанные на основе данных Росстата, совпали с разницей в 300 рублей. Россияне уже второй год подряд демонстрируют реалистичность своих материальных аппетитов, - утверждают авторы исследования. Впрочем, по их мнению, мечты приходят в согласие с действительностью не потому, что россияне могут многое себе позволить. Кризис - время переоценки ценностей, людям в такой период свойственно более реалистично смотреть на вещи. Идет смена стиля потребления, запросы понижаются в сторону достижимого и действительно необходимого.
При этом "трезвость" россиян в запросах сильно варьируется в зависимости от места жительства. Любопытную тенденцию показали Приволжский округ и юг страны: здесь запросы для нормальной жизни почти на четверть превысили реальные доходы. При двух работающих в семье людях средний реальный доход жителей ПФО остановился на отметке в 50 тысяч рублей. А для "нормальной жизни" семья хочет не менее 67 тысяч.
Традиционно высокими остаются запросы жителей городов-миллионников (87600 рублей в среднем), а вот население крупных городов с населением до миллиона оказалось самым скромным в потребностях (63700), уступив даже сельчанам (65900). И второй год подряд материальные потребности женщин оказываются скромнее мужских: "Этот факт еще раз доказывает, что в трудные времена женщины легче встают на путь экономии и оптимизации", - говорят авторы исследования.
- За последние два года семьи научились обходиться меньшей суммой, как бы грустно это ни звучало, - считает гендиректор кадрового агентства Lightman Solutions Юрий Кондратьев. - Наверное, это можно назвать оптимизацией затрат. Прежде всего в среднем по России уменьшилось число крупных покупок, о чем свидетельствуют данные торговых компаний, чьи продажи бытовой техники, дорогих строительных материалов и так далее заметно упали. У Приволжского округа, насколько мне известно, есть некоторые негативные черты, например один из самых высоких по России процент числа пенсионеров в общей массе населения. А статистика говорит, что люди старшего поколения зарабатывают меньше. При этом расходы на жизнь не сильно отличаются от других регионов, отсюда и разница между желаемыми и реальными доходами.
Еще одну примечательную тенденцию выявило исследование рекрутинговой компании Hays. По ее данным, 46 процентов опрошенных россиян готовы отказаться от части своей зарплаты ради возможности работать удаленно. В кризис "удаленка" - это выход для многих сотрудников и работодателей, желающих сократить издержки.