Ирина Ясина, правозащитник
Хочу напомнить, что изначально коллекторы - это не рэкетиры и не преступники. А вообще говоря, весьма нужные специалисты, так называемые "собиратели долгов", которые помогают банкам не обанкротиться, а, значит, поправляют экономическую ситуацию в стране. И если их деятельность отрегулировать, ничего негативного и противозаконного в ней не будет.
Но регулировать надо четко, использовать всяческие методы, которые дозволены,утверждать их подзаконными актами. Потому что сами банки лишены возможности получить долг обратно, у них нет права воздействия на физические и юридические лица, которые попали в долговую яму.
Что касается запрета на предоставление коллекторам сведений о долге без согласия должника, я думаю, что как начало сохранения порядка и предотвращения нарушений закона собирателями просроченных займов, - это хорошая инициатива. "РГ" пишет, что в Верховном суде принято решение: информация о долге должна оставаться банковской тайной, и вопрос о том, кому можно ее передавать, должен быть решен только в договоре с самим должником.
Быть может, когда пройдет время и ситуация с преступностью со стороны коллекторских фирм станет не столь острой, банки смогут снова делиться с этими организациями информацией о своих клиентах. Но только при неоспоримом условии: их деятельность должна быть поставлена в очень жесткие рамки. На мой взгляд, это может случиться лишь тогда, когда профессиональные юристы, экономисты и психологи, став работниками проверенных коллекторских фирм, будут соблюдать правильную тактику, работая с должниками. И их деятельность будет разделена на три части: уведомительная - напоминание о долге по почте или смс, психологическая - переговоры с должником и его родственниками, и судебная - иск в суд при отказе выплаты долга. И самое главное, когда коллекторы перестанут превышать свои полномочия - применять силу по отношению к задолжнику. Все мы помним недавний возмутительный случай, когда коллектор поджег ребенка, пытаясь выбить долг у его деда.