14.04.2016 16:20
Кинократия

"Высотка": социальная антиутопия из стекла и бетона

Текст:  Алексей Литовченко
Элитная лондонская новостройка претендует на звание "дом высокой культуры быта". Пройдет каких-то три месяца, и ни от культуры, ни от быта не останется ничего, потому что классовая борьба - не хухры-мухры.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Высотка"

"Высотка" (не фильм, а книга-первоисточник) является завершающей частью так называемой "трилогии городских катастроф" британского писателя Джеймса Грэма Балларда. Никак не связанные сюжетно, все три произведения объединены общими темами и мотивами: автомобильная авария, падение (причем падение физическое обязательно отражает метафизическое), изоляция (вынужденная, перерастающая в добровольную), секс (как правило, в первертных формах), наркотики, а также урбанизация, прогресс и их тлетворное влияние на личность.

Турецкий фильм ужасов развлечет российских зрителей экзотикой

"Автокатастрофа", слишком, пожалуй, буквально перенесенная на экран 20 лет назад Дэвидом Кроненбергом, повествовала о половых взаимоотношениях, воле к смерти и посреднической роли во всем этом продуктов автопрома. "Бетонный остров" - современная робинзонада об одиночестве посреди мегаполиса. "Высотка" - эксперимент по воссозданию революции в отдельно взятом, замкнутом социуме.

Изначальная диспозиция такова: консервативные верхи пируют и жируют, прогрессивные низы вяло ропщут, обе страты одинаково безлики и стандартизированы, а посередине Том Хиддлстон пытается сохранять нейтральную позицию, поочередно выпивая и заигрывая с теми и с другими. Как и в любом обществе, пораженном червоточинами неравенства и несправедливости, равновесие не длится долго. Одна из первых предпосылок грядущих потрясений - ломающийся лифт. Потом начнутся проблемы со снабжением. На минуту погаснет свет, и невидимая во мраке рука эксплуататора тут же потянется посягать на собственность незащищенного простого люда. А ведь впереди еще долгие дни кромешной тьмы.

Камнем преткновения и поводом к открытым столкновениям послужит место для праздника. Собственно, при взгляде со стороны, война нижних и верхних этажей и выглядит как вышедшая из-под контроля стихийная попойка, с оргиями, разграблением "холодильника" и свержением с трона хозяина "вечеринки", неизбежно заканчивающаяся тяжелейшим похмельем. Этот факт сам по себе позволяет проводить забавные в какой-то степени параллели, к тому же добавляет еще один уровень в многослойную антиутопическую пьесу, где каждый персонаж не просто сам по себе набор характерных человеческих черт, а еще и ходячая модель целого социального класса.

"Преступник": не самый плохой триллер с Костнером и Олдменом

Немного жаль, что дальше похмелья, представляющего собой условную утопичную анархию, ни Баллард, ни режиссер Бен Уитли не заглядывают. Но не всем же быть Энтони Берджессами. Зато с тем, что есть, Уитли управляется мастерски, фиксируя и демонстрируя каждый оттенок градиента, разделяющий гармонию и хаос. Ни одного незначительного события или диалога, ни одной лишней сцены - до стереотипности британская дотошность, где-то старомодная, но старомодность эта обусловлена контекстом.

Ретрофутуристическая атмосфера Англии 70-х ретрофутуристична и атмосферна. Выдавливающая наружу пороки человеческие вавилонская башня из бетона возвышается, будто грозящий всему человечеству перст. И музыка под стать творящемуся в коридорах калигулическому аду, смакуемому величественными пролетами камеры. Разве что титульная звезда Хиддлстон в какой-то момент совсем теряется в окружающей и все более враждебной среде, но такая уж юдоль его героя - декаданс, мещанский эскапизм и бессильные слезы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram telegram.me/cinemacracy

4.5

Рецензии