15.04.2016 18:59
Культура

Валерий Кичин: Фильм "Однажды" разрушил границы между поколениями

Текст:  Валерий Кичин
Путь Рената Давлетьярова в кино извилист, и то, что он стал успешным режиссером, для многих оказалось неожиданностью.
Читать на сайте RG.RU

Сначала он зарекомендовал себя как умелый менеджер. Был директором картин на "Мосфильме", руководил там студией "Круг", в качестве генерального директора с размахом организовывал Московский международный кинофестиваль, руководил Интерфестом, продюсировал Недели российского кино в Нью-Йорке и Берлине, международные фестивали "2morrow" и "Два в одном".

Потом завоевал репутацию чрезвычайно прозорливого продюсера: хорошо угадывал потребности зрителей, не морщил нос при словах "коммерческий кинематограф", выпустил на экраны такие успешные картины, как "Индиго", "Любовь-морковь", "Юленька", "От 180 и выше", "Зеленая карета"... Но в 2011 году заявил о себе как режиссер игрового кино, сняв такие фильмы, как "Моя безумная семья", "Стальная бабочка", "Чистое искусство", создав ремейк классического фильма "А зори здесь тихие", получивший международную известность.

"Дубль дв@": Зрители выберут лучшую актерскую работу фестиваля

Его ностальгическая драма "Однажды" снята по той же повести Юрия Короткова "Американка", что и фильм Дмитрия Месхиева, вышедший в конце 90-х. Но на том сходство и заканчивается. Потому что на самом деле оба фильма передают собственное ощущение времен своей юности - семидесятых застойных годов. Ощущение сугубо личное и потому разное.

Давлетьяров на эту повесть положил глаз еще до Месхиева - увидел в ней нечто родственное дорогим ему воспоминаниям, но замешкался, и его опередили. Теперь фильм "Американка" давно выветрился из памяти, его и по телевидению уже не крутят, - и можно вернуться к старому замыслу. Насколько я понимаю, он любовно реставрировал свои воспоминания, и ему нужны была достоверность, натуральность, и совсем не нужно "актерство". Поэтому почти нет профессиональных артистов. Мучительный кастинг просеял тысячи полторы претендентов на главную роль, пока случайно в интернете не нашли Юрия Дейнекина - действительно обладающего и внешностью и психофизикой тех времен. И, конечно, как опытный продюсер, Давлетьяров не мог не понимать важность общего настроя фильма - эта история должна передать естественный оптимизм юности. Здесь и правда жизни, и чисто прагматическая задача привлечь зрителей, которые не любят быть битыми пыльным мешком по головам.

Картина вышла лиричной, фактурной, обладающей тем светлым, но и печальным обаянием, какое неизбежно вызывают воспоминания о нашем общем, относительно недавнем прошлом. О канувшей в историю стране. Об уже не существующих нравах, повадках, сленгах, модах. О том, что было, кажется, вчера, и еще можно потрогать руками - но нет, все прошло, и кругом уже другая жизнь. Впрочем, кино - не оживший музей старого быта, и главные достоинства фильма - в его человеческом наполнении. Идет популярнейший в искусстве сюжет взросления. Дворовое пацанье с его мальчишеским братством, первыми влюбленностями и неизбежными драками - двор на двор, квартал на квартал, район на район. Здесь процесс для нас важнее целей, потому что процесс - и есть жизнь.

Да и "ретро" здесь не самоцель. Мы просто попадаем в одну из географических и временных ячеек эпохи, она по-своему и неповторима, и типична. Фильм о жизни маленького рабочего городка могут смотреть люди из мегаполисов - и все равно он всколыхнет в них генетически заложенные чувства: он им будет родным. Фильм о 70-х могут смотреть люди, родившиеся на десятилетия позднее или на десятилетия раньше - он все равно чем-то будет близок.

Онлайн-кинофестиваль "Дубль дв@" выбирает лучших кинокритиков

Такие фильмы незаменимы уже потому, что разрушают границы между поколениями и сращивают порвавшуюся цепь времен. Молодые вдруг поймут не только в теории, но и увидят воочию, что жизнь кипела и до их рождения, что отцы и деды были такими же молодыми, и что диковинный для новобранцев антураж их жизни не мешал им переживать те же чувства и решать для себя те же судьбоносные вопросы. Что застойные советские годы не были сплошным адом, как пишут, и что жили в них не только подлецы и приспособленцы. Что это кусок нашей живой истории, из которой и складывается образ России - тогдашней, теперешней, будущей...

Личное воспоминание неизбежно окрашено в лирические тона; это входит в природу жанра и придает ему особый ракурс - мы все видим с точки зрения судьбы индивидуальной и не придуманной. Меня в этом фильме подкупает как раз это его качество - непритворная искренность, беззащитная перед сторонним циничным взглядом, но к нему совершенно равнодушная: мол, кто со мною одной крови - тот поймет. Тоже дворовая пацанская философия, но и она способна объединять людей, - а это во времена свирепой разобщенности важно примерно так же, как легендарный "час перемирия" в джунглях, когда и львы и косули вместе идут к источнику напиться.

Ну, а такого кино, которое способно удовлетворить сразу всех, не бывает. Кто-то из зрителей не проспался, и его можно встряхнуть только хорошей дозой "экшн". Кто-то вообще не склонен к телячьим нежностям. Кому-то переживания пацана пубертатного периода покажутся мелкими. Их право. Но в источник плевать не стоит - он сгодится для других, более чутких и благодарных.

Наше кино