В одном из хадисов рассказывается, что некий пожилой человек посетовал, что не сможет поститься в течение всего месяца. Тогда Мухаммед посоветовал в ответ следующее: "Ты постись в первый, пятнадцатый и последний день месяца Раджаб (в этом году он приходится на апрель). Получишь благодать, равную таковой, как от месяца поста. Ибо благодати записываются в 10-кратном количестве. Но и не забывай ночи на первую пятницу славного Раджаба".
Рагаиб - и есть ночь на первую пятницу. Праздник со смыслом.
Непраздничные люди
Спросите любого мусульманина про праздники, и он расскажет, что их у него всего два. Ураза-байрам - это когда заканчивается месячный пост и наступают дни разговения. И Курбан-байрам, когда люди приносят жертвоприношения Всевышнему, закалывая животных и раздавая жертвенное мясо.
Вроде бы совсем непраздничная религия, суровая. Но продолжите разговор и услышите, что и каждая пятница - тоже праздник. Ведь это день всеобщей молитвы, а значит, встреч в Соборной мечети, которые только совместной молитвой не заканчиваются.
А еще мусульмане отмечают мавлюд - день рождения пророка Мухаммеда, бараат - ночь очищения грехов, день хиджры и ночь хиджры - эти даты связаны с переселением пророка из Мекки в Медину, день ашура, на который приходится сразу несколько событий, как радостных, так трагических.
Много праздников! Просто не все они отмечаются застольем. Религиозные праздники вообще меньше внимания уделяют ублажению тела, а больше - духа.
Если примерить мусульманский календарь хиджру к календарю григорианскому, то получится, что рагаиб - первый праздник в этом году. "Был же еще Новруз-байрам, - возразит кто-то, вспомнив недавнее веселье, - мусульманский новый год!"
И ошибется. Мусульманский новый год - это день хиджры, а Новруз - день весеннего равноденствия, действо совсем нерелигиозное, а скорее народные гуляния.
День мечты
Рагаиб - день создания семьи молодых людей из двух знатных родов аравийского племени курайшитов. Абдуллах был сыном вождя рода Хашим, Амина - дочерью лидера клана Зухр.
Рагаиб переводится с арабского как "мечта, желание, дар". Первая брачная ночь стала ночью зачатия одного из величайших людей земли. Но Абдуллах прожил после создания семьи совсем мало. Есть предание о том, что его отец поклялся принести в жертву одного из своих сыновей, в случае если у него родится 10 сыновей. Традиция таких клятв знакома нам по ветхозаветной легенде о пророке Аврааме. Но скорее это быль-отголосок достаточно диких языческих порядков. Когда спустя много лет все эти сыновья выросли, Абд аль-Муталлиб вспомнил о своем обете. Чтобы решить, кого из сыновей принести в жертву, он бросил жребий и жребий пал на Абдуллаха. Собрались знатные курайшиты, чтобы решить, что делать. И посоветовали вождю отказаться от своего замысла и принести взамен своего сына в жертву 100 верблюдов.
Но разве обманешь Всевышнего? Через несколько месяцев после свадьбы Абдулла выехал по торговым делам в Сирию, по пути заболел и умер в Медине. Имеются сообщения и о том, что отец так и не увидел своего сына, которому суждено было стать пророком. Бог взял одну жизнь и одарил другой. Жизнью Мухаммеда, которого мусульмане считают последним посланником Бога. "Салат-ар-рагаиб" - молитвой даров отмечают это событие мусульмане накануне праздника, а в день рагаиб они собираются в мечети, чтобы совершить уже совместную молитву и выслушать проповедь имама, в которой говорится о значении этого события.
Как в Коране
Среди тех, кто постоянно посещает мечеть, обычно очень много детей. Они каждый день приходят к муэдзину, чтобы учить аяты Корана. В священную ночь дети показывают, чему научились на этих уроках, в присутствии имама и других верующих они принимают участие в конкурсе чтецов Корана.
В ночь рагаиб все мусульмане обращаются к Аллаху с просьбами о своих нуждах, они раскаиваются в допущенных грехах, просят прощения у Аллаха, возмещают пропущенные намазы, помогают бедным, радуют детей и дарят им подарки, общаются с родителями, родными и близкими. Такой своеобразный день семьи.
У мусульман нет аналога социально-феминистского 8 Марта, католическо-коммерческого Дня святого Валентина, или, допустим, Дня Петра и Февроньи, внедряемого в последние годы в России.
Но семейные отношения в исламе крепки, институт семьи почитаем и нерушим. День рагаиб, день создания семьи пророка - событие, отмечаемое молитвами и чтением Корана, в том числе и тех сур, в которых о семье говорится.
Рядом со словом "семья" в Коране часто употребляется глагол "возвращаться". "Возвращаться к своим семьям" - вот один из лейтмотивов священной книги.
"Ваши жены - одеяние для вас, а вы - одеяние для них", - сказано в Коране. "Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности", - учит Коран, хотя, как и иудаизм, и христианство, отмечает первенство мужчин в семейных делах. "Разведенных жен полагается обеспечивать разумным образом. Такова обязанность богобоязненных", - наставляет Коран.
Женская доля
В одном из хадисов Сунны говорится о том, что истинный рай находится под ногами матерей, то есть именно от отношения к женщине зависит благополучие мужчины-мусульманина. На женщин возложена великая миссия - быть праведной женой и матерью, сохранять спокойствие, умиротворенность и религиозность домашнего очага, а также воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения.
По исламу брак рассматривается как "договор", в котором согласие женщины являлось обязательным. И очень многие исследователи, в том числе и европейские, немусульманские отмечают роль Мухаммеда в улучшении положения женщин, защите их прав. Он предоставил женщинам не только права, но и привилегии в сфере семейной жизни, которые помогли повысить их статус в обществе.
Конечно, жизнь женщины в Исламе не ограничивается домом и домашними делами. Мусульманская женщина может заниматься бизнесом, принимать участие в политической жизни общества. К примеру, супруга пророка Мухаммеда Хадиджа отлично справлялась с торговыми делами, история знает немалое количество мусульманских женщин, умело управлявших государством, а татарская царица Сююмбике стала легендарным государственным деятелем.
В спорах о положении женщин в исламе чаще всего критикуют многоженство и обязанность ходить в парандже и хиджабе. Но исламские богословы отвечают на это тезисами о равноправии всех двух, трех, четырех жен в семье, заботой о вдовах, оставшихся с сиротами на руках, редкостью полигамных семей. И, наконец, утверждают они, любая женщина может прописать в брачном договоре положение о том, что вступает в брак с условием, что будет единственной женой.
Ученые, как говорится, спорят.
Что же до ношения закрытых одежд. Есть по этому поводу основополагающий аят Корана: "Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер".
Как видите, ни о чадре, ни о парандже или хиджабе речи не идет. Только о скромности. А насколько должна быть велика эта скромность - решать семье.
Мы - разные. По-разному верим. По-разному взвешиваем ценности жизни. Но семья - это неотрицаемая ценность нашего общества, "рагаиб". Дар, мечта и желание.