Постараюсь объяснить мотивы такого обязывающего заявления. Перед нами авантюрная комедия. В ней на равных действуют два жулика, криминальный авторитет Алхан, которого они ограбили, сейф, принадлежавший Николаю Васильевичу Гоголю, мудрый старик-кавказец с двустволкой, национальные предрассудки и, стало быть, доморощенные нацисты, расторопные менты, прекрасная девушка, которая грезится главному герою по ночам, гаджет для телепортации, футбол в Амстердаме, а также чистая и нечистая сила - то есть это еще и немного фантастика.
Придумано очень лихо, и когда вы войдете в невероятные обстоятельства и там освоитесь, приняв условия игры, вам станет очень хорошо и весело.
Потому что каждый поворот действия непредсказуем и остроумен, диалоги точны, колоритны и отмечены явным литературным талантом, круговорот персонажей захватывает азартностью, все без исключения играют вкусно и без единой фальши, режиссер абсолютно владеет разлитой повсюду, очень узнаваемой атмосферой общего абсурда, и этим абсурдом увлеченно дирижирует.
К финалу вы уже полностью захвачены невероятным сюжетом, и фундаментальные эмоциональные итоги, которые из него следуют, заставят вас смеяться, а особо чувствительных даже и прослезиться умиротворенно. Это фильм, который мог бы реально менять взаимоотношения в нашем агрессивном обществе - если бы его показывали в телеящиках вместо ток-шоу, и если бы он был не одинок, а стал в нашем искусстве отдельной, важной и напористой темой.
В центре сюжета пара двух непримиримых врагов, даром что коллег по криминальному бизнесу, - молодого наци с былинным именем Ярослав, и смышленого дагестанца по имени Нурик. В этих ролях Алексей Чадов и Мераб Нинидзе еще раз подтвердили свою способность быть абсолютно органичными в любых, самых невероятных обстоятельствах.
Одну из лучших своих ролей сыграл здесь Сергей Маковецкий: его герой хочет походить на интеллектуального "крестного отца" и на своих подельников смотрит с великолепным презрением. Балансируя на грани фола, актер нашел здесь и зловещую, и безупречно смешную, почти пародийную интонацию.
В этом фильме вы чувствуете себя внутри большой, захватывающей, веселой игры, и вскоре вы начнете находить смешным и ракурс камеры, и пейзаж, и даже затеянная полицейскими игра в сыщики-разбойники окажется всего только нормальным продолжением общей игры по имени "наша жизнь".
И единственное, что здесь по-настоящему драматично, - это судьба картины, рассчитанной на хохочущие миллионы: с нашим дальновидным прокатом она оказалась мало кому известной, и ее смогли посмотреть меньше ста тысяч зрителей. Фестиваль "Дубль два@" дает ей вторую премьеру.
Справка
Евгений Шелякин окончил режиссерскую мастерскую Валерия Ахадова во Всероссийском институте кинематографии имени Сергея Герасимова.
Начинал работать на телевидении - в отделе спецпроектов Первого канала. Выступал в качестве сценариста программ "Прожекторпересхилтон", участвовал в сценарных группах сериалов "Моя прекрасная няня", "Счастливы вместе".
Комедия "Ч/б" - его режиссерский дебют в полнометражном игровом кино.