Ее проект (есть в распоряжении "РГ") уже разработан Российской академией народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ при участии Института Гайдара и НИУ "Высшая школа экономики".
"Тема создания новой сети автомобильных дорог возникла лет шесть назад. Таких дорог в России будет немного, но по ним кроме легковых автомобилей пойдет и скоростная доставка грузов. Машины смогут проходить тысячу километров в сутки. Скорость их будет 150 километров в час", - отметил помощник президента Игорь Левитин. "Может быть, надо подумать о законодательном закреплении жесткого процента в дорожном фонде для этого проекта. Если мы будем гарантировать Дорожным фондом РФ участие государства в развитии сети таких трасс, это обеспечит интерес инвесторов, - считает Левитин. - Дорожный фонд уже "окрашен", и в нем можно определить тот процент, который пойдет на эту сеть. А появление стратегии позволит регионам резервировать земли, формировать базы строительных материалов для прокладки новых трасс".
Регионы в них заинтересованы, и не только потому, что ускорится доставка товаров, появятся альтернативные пути проезда. Важно и то, что все региональные дороги, которые находятся в зоне притяжения новой скоростной трассы, попадают под ремонт и реконструкцию, которые проведет госкомпания "Автодор". Речь идет о региональных и муниципальных дорогах, которые используют для доставки стройматериалов. "По Тверской области, где сейчас идет строительство трассы М-11 "Москва - Санкт-Петербург" - это более 50 километров, по Новгородской области - 180 километров дорог", - сказал, отвечая на вопрос "РГ", глава "Автодора" Сергей Кельбах.
Регионы уже представили свои проекты, в основном это обходы населенных пунктов. Они очень рассчитывают на деньги из Федерального дорожного фонда, в том числе собранные за проезд фур по федеральным трассам. Сейчас по этой статье в дорожную копилку перечислено более 6 миллиардов рублей. Но регионы не хотят, чтобы эти средства давались только под прокладку коммерческих дорог. Им надо строить социально значимые трассы, которые не имеют альтернативы. На этой неделе как раз должно состояться обсуждение методики распределения средств, полученных с фур.
Есть шанс, что регионы будут получать и больше средств от акцизов на топливо. Минфин готов в этом году поделиться с бюджетами регионов этими доходами. Ранее их планировалось зачислять только в федеральную казну, но в ходе Прямой линии президент Владимир Путин заявил, что 40 из 70 миллиардов рублей дополнительных доходов от акцизов надо отдать субъектам на строительство и ремонт дорог.
Но и самим регионам предстоит поработать над собой. И об этом тоже говорили на Прямой линии. Из своих дорожных фондов они не все деньги тратят на трассы. Например, Томск выделил на дороги 72 процента от объема бюджета регионального дорожного фонда. "Это действительно серьезная проблема, когда деньги региональных дорожных фондов тратят на другие цели, - отметил в беседе с "РГ" автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. - Да, нужно поддерживать ветеранов, матерей-одиночек, но не из дорожных денег". Серьезного наказания, продолжает эксперт, за это нет. Пока.
В конце прошлой недели правительство внесло в Госдуму проект закона, где детально прописаны полномочия федеральных и региональных властей на дорогах. Регионам законопроект даст право самим вводить временные ограничения движения транспортных средств по дорогам путем взимания платы. Оно может действовать в отношении определенных категорий транспорта, экологического класса, дней недели и времени суток. В ряде стран, например, в Скандинавии, для ремонта дороги на ней же вводят временную плату за проезд. А когда нужная сумма собрана, проезд опять становится бесплатным и начинается ремонт.