В наших выставочных залах много лет назад появились работы, в которых действительность фиксировалась, как на фото: машины, люди, идущие по улице мимо качающихся деревьев, беседующие влюбленные. Направление стартовало на Западе, на полотнах американцев было много скрупулезно воспроизводимого быта, улиц, это были картины-кадры, "снятые" со "случайных" ракурсов... А у нас фиксировать действительность взялась группа "Шесть", в которой был и Базилев.
Он всегда утверждал, что не хотел просто быть живым фотоаппаратом , слепо копировать расцвеченый целлулоид, целиком или по частям, на холст. И, глядя на живопись Базилева в ArtStory, соглашаешься с художником. В его работах, прежде всего - авторский взгляд, жизнь им не придумана, она не застыла, а, напротив, движется, дышит, герои работ разглядывают тебя как живые, искоса, издалека, с крупных планов... Базилеву всегда были интересны люди поодиночке, сам он рассматривает их подробно, даже если на его полотнах помногу героев.
- Гиперреализм - это не про "похоже-непохоже". Это о человеке, о случившемся с ним, - говорил художник в кулуарах "Уточнения". - Разве это не стоит усилий - в деталях вспоминать момент, когда было здорово, страшно, когда кто-то впечатлился, ужаснулся...
Вот базилевская "Всюду жизнь": каждая из сидящих за столом дам, прорисованных до последней сережки, испугалась чему-то своему увиденному "за кадром" картины, за твоей спиной (и ловишь себя на мысли, что хочется оглянуться - а нет ли там чего?)."Гребец" - мужчина в лодке делает, схваченный базилевским "стоп-кадром", могучее сверхусилие, чтоб выгрести против волны. В "Поцелуе" не видно лиц, глаз: затылок, обнаженные плечи женщины, на них мужские руки, но видно - это все страсть и чтоб понять это, не нужны ни глаза, ни губы. На выставке много крупных портретов, необыкновенно живо и точно выписанных женских и детских лиц, нежных, вопрошающих, озаренных ярким солнцем. Мужчины на полотнах Базилева нередко готовы к "уточнению" отношений. Минимум пафоса и обобщений, максимум повседневности и конкретики. Краска слепит глаза, как солнце объектив.
Несколько месяцев назад для Музея славы ЦСКА Базилев начал серию "Легенды Центрального клуба армии". И на вернисаже отдельное внимание публики привлекли премьерные портреты армейских звезд Ирины Родниной, Елены Исинбаевой и - Виктора Тихонова.
Базилев силен психологизмом, точной, действительно, фотографической передачей эмоций героев, и тут он не изменил себе.
И знаменитый тренер на его портрете - это хоккейный ученый, только что сделавший открытие и готовый принять решение. Таков Тихонов и был.