К этой идее Порошенко вновь вернулся во время встречи с представителями Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций. Причем по правую руку от него на этом мероприятии сидел новый министр культуры Евгений Нищук. Компанию Порошенко и Нищуку составлял не менее одиозный персонаж - самозваный "киевский патриарх" Филарет, преданный анафеме и изверженный из сана еще в 1992 году бывший епископ Русской православной церкви, и потому игнорируемый ныне мировым православием.
В этой "высокодуховной" компании Порошенко в который раз озвучил свое желание свалить все украинские церкви в единый бурлящий котел, невзирая на очевидные последствия в виде религиозной войны. Сделать это, по мнению украинского президента, до недавних пор декларировавшего свою причастность к Украинской православной церкви Московского Патриархата (УПЦ МП), необходимо именно сейчас, "в условиях гибридной войны", дабы "обеспечить народное единство". А также потому, что "игнорировать волю народа нельзя, так же как неприемлемо допустить вмешательство в эти процессы другого государства". Говоря о "воле народа", Порошенко сослался на неизвестно кем проведенные социологические опросы, результаты которых он к тому же не рискнул огласить.
Это не первый и наверняка не последний призыв к церковному "объединительству" со стороны официального Киева. В прошлый раз Порошенко эта идея настигла в июле минувшего года, в дни празднования Крещения Руси. Тогда украинского президента после общения с Филаретом посетило несколько озарений. Например, что "Святой Владимир давал отпор орде, которая двигалась с востока". И это за двести пятьдесят лет до появления понятия "орда". Приняв же православие, по уверению Порошенко, русский князь "сделал сознательный европейский выбор". Тем самым украинский президент подтвердил, что об истории Европы, самого понятия которой к тому моменту не существовало, он вообще не имеет даже приблизительного представления.
Проще всего было бы списать идею объединения четырех христианских церквей на неграмотность украинского президента, если бы сама идея не родилась в то время, когда он только начинал приватизировать сахарные заводы и кондитерские фабрики под сурдинку "незалежности". Мысль о том, чтобы растворить традиционную и крупнейшую в стране УПЦ МП с принадлежащими ей тремя лаврами (Киево-Печерской, Святогорской и Почаевской) в поздних, националистических и никем не признанных "новоделах" родилась еще вместе с распадом СССР. Иное дело, что именно сейчас, на Страстной неделе, президенту, имеющему, по последним социологическим данным, всего 2 процента поддержки населения, нужно всеми силами отвлечь украинцев от печальных экономических реалий и вопиющих собственных грехов. Возможная религиозная война и без того тлеющая и дополняющая войну гражданскую, Петра Порошенко, как и "анафему" Филарета, подбрасывающего ему эти идеи, очевидно, не пугает. Оба эти деятеля забыли слова Блаженнейшего митрополита Киевского Владимира, главы УПЦ МП до 2014 года, о том, что "В Великий пост главное - не есть друг друга".