25.04.2016 00:47
Общество

Компаний, готовых отказаться от ДМС, практически нет

ДМС остается весомой опцией для работников
Текст:  Ольга Неверова
Российская газета - Спецвыпуск: Страхование №88 (6956)
Экономическая ситуация заставляет россиян более разумно подходить к своим тратам. Но здоровье - это, пожалуй, последнее, на чем можно экономить.
Читать на сайте RG.RU

Полисы добровольного медицинского страхования (ДМС) для многих стали привычной гарантией получения своевременной и высококачественной медицинской помощи. О том, что происходит сейчас на рынке ДМС, "РГ" рассказала заместитель генерального директора компании "Ингосстрах" Татьяна Кайгородова.

Татьяна Юрьевна, как бы вы оценили сегодняшнюю ситуацию на рынке ДМС?

Татьяна Кайгородова: В 2015 году рынок показал очень небольшой рост, примерно в 2-3 процента. Причем рост сложился за счет кэптивных страховых компаний (т.е. компаний, принадлежащих какой-либо финансово-промышленной группе или концерну и обслуживающих только ее риски. - Ред.) либо нерисковых программ ДМС. Реальное рисковое страхование ДМС показывает падение. Оно связано с тем, что в ДМС корпоративные клиенты составляют более 87 процентов. И в условиях макроэкономического кризиса многие работодатели либо ограничили бюджеты на страхование, либо исключают определенные опции из социальных пакетов сотрудников. Правда, при этом практически нет компаний, которые готовы вообще отказаться от программ ДМС. И это подтверждает, что добровольное медицинское страхование сегодня, даже несмотря на кризис, остается очень весомой опцией в корпоративном соцпакете.

Как изменились запросы клиентов по ДМС? Какие продукты оказались более востребованными, какие с рынка ушли?

Татьяна Кайгородова: В отдельных компаниях исключают из ДМС определенные категории застрахованных, например, сотрудников, которые проработали менее двух лет, родственников сотрудников и т.д. Другой путь - сокращение самих страховых программ, например, из них удаляют стоматологические услуги, плановую госпитализацию или другие опции. Кто-то предпочитает сэкономить, ограничивая количество лечебных учреждений, задействованных в корпоративной программе, и отдавая предпочтение более дешевым.

Игорь Юргенс: Страховой рынок научился жить в стрессе

Предлагает ли ваша компания антикризисные продукты?

Татьяна Кайгородова: В этом году мы запустили два новых продукта. Во-первых, это ДМС с франшизой - застрахованный берет на себя часть расходов, как правило, оплачивая 10-20 процентов от стоимости медицинской услуги. Во-вторых, это программа, ориентированная на людей, ведущих здоровый образ жизни. В кризисных условиях многие начинают активнее реализовывать так называемый отложенный спрос на медицинские услуги. Речь о ситуациях, когда человек не болен, но боится, что через месяц-два у него уже не будет полиса ДМС, и обращается в клинику, что называется, "впрок". Из-за этого повышается убыточность страховых программ, и страховщик выставляет повышающий коэффициент работодателю, бюджет которого и так ограничен. Для решения этой проблемы мы и создали программу ДМС с франшизой и выступаем с ней в числе первых на рынке.

Как сейчас строятся взаимоотношения страховщиков и лечебных учреждений?

Татьяна Кайгородова: Партнерские отношения с лечебными учреждениями всегда имели для страховщиков первостепенное значение. Выигрывают те страховщики, которым удалось наладить эффективные взаимоотношения с максимальным количеством лечебных учреждений. В 2015-2016 годах практически все крупные страховые компании ввели в расчеты с клиниками систему средних счетов. Для этого заключается двустороннее соглашение, лимитирующее то количество убытков, которое может принести это лечебное учреждение страховщику. Такая система помогает страховщикам эффективнее контролировать расходы, оценивать, в какую сумму будет обходиться обслуживание одного застрахованного.

У некоторых страховщиков, в том числе и у вашей компании, есть собственные клиники. Выгодно ли содержать их?

Страховщики занялись разработкой антикризисных программ ДМС

Татьяна Кайгородова: Собственные клиники и вне кризиса помогают повышать эффективность бизнеса по ДМС и получать синергетический эффект. Но в кризис их роль возрастает, поскольку они позволяют решать две основные задачи: контролировать качество и сдерживать рост стоимости медицинских услуг. В наших клиниках "Будь здоров" мы не повысили цены ни в прошлом, ни в этом году. И они одними из первых перешли на лимитирование средних счетов в расчетах со страховщиками.

Вы готовите к открытию новую клинику в Сочи. На кого она ориентирована?

Татьяна Кайгородова: Да, 1 мая мы открываем новую клинику "Будь здоров" в Сочи на территории гостиничного комплекса "Имеретинский". Она будет совмещать функции медицинского и реабилитационного центров. Мы постарались взять лучшее из советских и российских моделей санаторно-курортного обслуживания, добавив целый ряд опций из зарубежной практики рекреационного лечения, а также просто интересных услуг. Например, наши клиенты смогут получать не только стандартные процедуры - ванны, массажи, грязелечение и т.д., но и уникальные курсы дендротерапии, иппотерапии, дельфинотерапии и др. Мы постараемся максимально использовать те возможности, которые предоставляет курортный Сочи.

Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития рынка ДМС?

Татьяна Кайгородова: Предполагаем, что в ближайшие 2-3 года стагнация рынка продолжится. А если будет рост, то небольшой. Реальное развитие рынка начнется, когда будет пройден период экономической стагнации в целом. Надо полагать, рынок ДМС будет развиваться в сторону распространения продуктов с франшизами и поддерживающих здоровый образ жизни программ. Если говорить о регионах, то, скорее всего, будут развиваться совместные с крупными предприятиями проекты по открытию производственных клиник в небольших городах.

Здоровье Экономика