В минобрнауки рассказали, что в детских садах скоро могут появиться планшеты. Получается, родители теперь должны учить детей нажимать на кнопочки, а не учить буквы?
Наталья Авдеева: Если школьная программа не предусматривает работу с планшетом, то наверняка и в детском саду никто не будет менять книги и игрушки на гаджеты. Но такое время приближается. Сегодня годовалые дети с удовольствием играют с маминым айфоном или папиным айпадом. Есть случаи, когда дети начинают учить буквы на компьютере. Это совсем неплохо, потому что у ребенка появляется обратная связь. Они понимают: нажал букву - сразу увидишь ее на экране. Ребенок запоминает очертания буквы и на экране, и на клавиатуре. Учить таким образом буквы можно с четырех лет.
А надо ли до школы учить ребенка читать и писать?
Наталья Авдеева: Психологи - за то, чтобы готовиться к школе традиционным образом - лепить, рисовать, развивать психомоторику. У педагогов другой подход. Они считают, что в школу должен прийти ребенок, которые уже умеет читать и даже писать. На изучение букв, составление слов и чтение современные программы отводят всего полгода. Со второго полугодия в первом классе уже начинается работа с большими и сложными текстами. И дети, которые не были готовы к этому, оказываются в худшем положении. Во многих школах, чтобы попасть в первый класс, нужно пройти подготовительную программу, где ребенка учат читать и писать. Что происходит дальше? Ребенку становится скучно в первом классе. Проблема "Не хочу учиться!" стоит очень остро.
Как родителям понять, готов ли ребенок к школе? Сможет ли пойти в первый класс или лучше ему еще год посидеть в детском саду?
Наталья Авдеева: Главное, чтобы ребенок хотел пойти в школу. Родителям я бы посоветовала рассказывать детям про свои школьные годы, вспоминать позитивные моменты, подчеркивая, что сейчас учиться еще интереснее. Если ребенок говорит: "Я не хочу идти в школу", надо насторожиться. Может быть, пройти у психолога тест на готовность к школьному обучению. Ребенок должен уметь обвести букву, уметь найти различия на рисунке, проложить правильную дорожку на схеме, не обращая внимание на то, что кругом неправильные подсказки. Очень хороши игры, когда нельзя, например, говорить "нет". "Да" и "нет" не говорите, черный с белым не берите...". Обычно ребенок может продержаться 10-15 минут и больше. А вот если ребенок быстро говорит: "Не хочу играть", значит, есть трудности с контролем своего поведения. Ему будет сложно сосредоточиться в школе, удерживать в голове условия задачи.
Ученые составили портрет первоклассника. От 15 до 20 процентов не готовы к обучению в школе. По чтению готовы только 60 процентов, по письму - половина, по счету - более 70. Как сделать так, чтобы успешными были все 100 процентов детей?
Наталья Авдеева: Сейчас для школы важны не просто навыки знания и умения, а формирование компетентности. Что вы будете делать с ребенком, если он умеет читать и считать, но не хочет? Перекормили ребенка, надоело ему всем этим заниматься. Кстати, одаренные дети начинают сопротивляться раньше других.
Как еще разглядеть будущего вундеркинда?
Наталья Авдеева: Одаренность проявляется в широте познавательных интересов. Такие дети любят задавать вопросы, получать неоднозначные ответы, высказывать свою точку зрения.
В первых классах оценок нет, но когда их начинают ставить во втором классе, у многих начинаются срывы и истерики. Плохие оценки очень травмируют детей. Может, стоит принять в началке безоценочную систему?
Наталья Авдеева: Это было бы неплохо. Двойка - некий культурный символ, который ставит своеобразный диагноз умственной отсталости. Дети заранее боятся этого. Спросите любого первоклассника, который еще вообще не получал никаких оценок: боится он получить двойку? Скажет: "Да!". Исследования показывают, что у детей растет тревожность. Если раньше она проявлялась в первом, втором, третьем классе, то сейчас - до школы. Мы слишком много требуем от детей, и они боятся быть неуспешными. Взрослые перестают ценить ребенка как личность, они оценивают его лишь как ученика - хороший он или плохой. Происходит некое обесценивание, и дети это чувствуют.
Получается, за двойку наказывать не надо?
Наталья Авдеева: Гораздо эффективнее поощрять ребенка. Но в нашей стране, к сожалению, многие родители считают, что хвалить и поощрять детей не стоит. А воспитание строится на строгостях и запретах. Допустим, ребенок утром капризничает и может опоздать в школу. Родители кричат, тормошат и ругают его. А надо бы задуматься, почему ребенок не выспался? Потому что вчера допоздна были гости, вы долго смотрели телевизор или заставили ребенка переписывать еще раз работу? Получил плохую оценку? Разбираемся, почему он наделал столько ошибок. Надо посочувствовать, помочь, сделав так, чтобы он сумел справиться с проблемой. Иначе у него будет формироваться комплекс двоечника.
Напишите какое-либо слово латинскими буквами и попросите ребенка рядом написать точно такое же. Можно использовать простые рисунки, символы, дорожные знаки.
Поставьте на стол 5-6 небольших предметов (ручка, лист бумаги, маленькая игрушка, часы, очки), попросите ребенка внимательно их рассмотреть и запомнить, а потом отвернуться. Уберите один из предметов, попросите ребенка снова посмотреть на предметы и сказать, чего не хватает. Чем меньше ошибок - тем лучше.
Поиграйте в прятки со звуками. Договоритесь с ребенком, какой звук надо искать, назовите различные слова. Ребенок должен сказать, есть ли в них этот звук. Например, звук "о" в словах стул, лампа, карандаш, кошка. Если ошибок много, стоит обратиться к психологу.