При этом заметно расширилась география экспорта отечественного машиностроения. Особенно заметно это в отношении автопрома. Количество стран, в которые Россия экспортирует продукцию автомобилестроения, увеличилось до 126 (было 115 в 2014 году). Кроме того, свои позиции укрепила бытовая и промышленная техника: стиральные машины, кондиционеры, сигнализации, прицепы и полуприцепы.
"Мы имеем все основания претендовать на лидирующие позиции в мире по целому ряду секторов высокотехнологичной продукции, и производство глобально конкурентоспособных товаров - единственная надежная стратегия", - заявил "РГ" Петр Фрадков, глава Российского экспортного центра (РЭЦ). Он предлагает сделать экспортную ориентированность производства одним из ключевых приоритетов развития отрасли.
Как рассказали "РГ" в РЭЦ, российские экспортеры постепенно выходят из "зоны комфорта" и заходят на перспективные развивающиеся и устоявшиеся, емкие рынки. Об этом свидетельствует то, что доля поставок в страны СНГ и Восточной Европы снизилась до 32 процентов (с 45), а доля экспорта в страны Восточной и Юго-Восточной Азии, а также Ближнего Востока увеличилась до 35 процентов (с 22). Потихоньку растет и доля нашего экспорта в страны Западной Европы - с 7 до 14 процентов за два года.
В то же время, несмотря на рост поставок, совокупная выручка наших экспортеров машиностроительной отрасли в долларах снизилась на 6,9 процента. Они недополучили 2,2 миллиарда долларов. Наиболее заметное сокращение стоимостных объемов экспорта наблюдается в направлении Казахстана, Индии, Германии, Венесуэлы и Украины.
Ранее о том, что машиностроение рассматривается как один из драйверов отечественной экономики и отрасль с огромным экспортным потенциалом, заявлял президент РФ Владимир Путин. В 2016 году автопрому будет выделено 137,7 миллиарда рублей. Транспортному и сельскохозяйственному машиностроению - по 10 миллиардов рублей.