И вот не так давно случилось, что в "зоне ответственности" начальника ОВД "Черемушкинский" подполковника полиции Владимира Новикова обчистили почти одновременно четыре квартиры. Все далеко не роскошные, на первых этажах хрущевских пятиэтажек.
Первое ощущение полицейских - очень жалко пострадавших людей, далеко не богатых и лишившихся, возможно, последних сбережений.
Сыщики быстро выяснили схемы ограблений - они были всегда одинаковы: воры забирались по трубам газопровода на подоконник, отжимали оконную раму и проникали в квартиру. Внимание: такому отжиму подлежала далеко не каждая рама, а только та, где хоть одна фрамуга оставлялась хоть слегка приоткрытой для проветривания.
Вот эту лазейку воры и находили опытным глазом. Забирали грабители шубы, аппаратуру, ювелирные изделия и, конечно же, деньги. Работали настолько профессионально, что без спецсредств их вряд ли бы поймали - отпечатков пальцев ни в одной из квартир не нашли.
Владимир Новиков не скрывает, что не одни сутки просидел, разгадывая эту головоломку. Причем не умозрительно, а изучая различные, в том числе и видеоматериалы.
Разгадка пришла благодаря видеокамерам - попался смутный кадр, где в подержанный "Мерседес" садились подозрительные люди. Их вычислили и задержали, а затем провели мало кому известную экспертизу - бутоскомию. Это проверка обуви. Оказывается, подчиненные Новикова, не обнаружив "пальчики", нашли другие следы - отпечатки обуви и даже саму обувь преступников. А в них их ДНК (ноги-то потеют). Осталось доказать идентичность и совместимость со следами в ограбленных квартирах всех пар найденных ботинок, стелек в них и ног воров, что и произошло - кражи были раскрыты. А похищенное имущество - почти все - возвращено владельцам. Что и есть самое важное в этой истории.
А еще история эта навела на мысль рассказать подробнее о том, как проходит служба в самом обычном столичном отделе полиции. Да хоть в том же "Черемушкинском". Провести рядом с полицейскими весь день. Чтобы лучше понять особенности их работы, проблемы, с которыми сотрудникам отдела приходится сталкиваться постоянно.
Подполковник полиции Владимир Новиков прибывает на КПП отдела "Черемушкинский" всегда в 7.15, впрочем, как и все его коллеги - начальники районных отделов Москвы (домой они возвращаются около девяти вечера - как повезет). И начинается стандартная, недолгая, но пристрастная процедура. Осматривается помещение самого пункта - чисто ли здесь и нет ли посторонних предметов. Обстановка спартанская, только маленький шкафчик для сменной одежды. Здесь нет спальных мест. На посту прапорщик, экипированный (по армейским меркам) для "боя в городе", вооруженный автоматом и пистолетом.
Работа отдела полиции "Черемушкинский" в МосквеЗатем у начальника беглый, не более 5 минут, осмотр внутренней территории. Припаркованы около пяти служебных и личных автомобилей и примерно с десяток задержанных (по разным причинам). Есть те, которые найдены по ориентировкам об угонах (после положенных юридических процедур их вернут законным владельцам), есть те, которые отобраны у бандитов в момент грабежей и разбоев (с перебитыми номерами), есть и, так сказать, "разное". Например, машина, изъятая с места убийства ее владельца - тут уж прокуратура и суд решат, кому ее возвращать. А пока пусть остается здесь.
Владимир Новиков обязательно присутствует на занятиях по физической подготовке заступающей на дежурство смены. Это почти полноценная тренировка по рукопашному бою. Почти - потому что она длится не два часа, как положено спортсмену-олимпийцу, а примерно 30 минут. Но зато в полную силу и каждую смену. В Черемушках их проводит кандидат в мастера спорта по самбо капитан Максим Тетерин. Именно самбо, особенно боевое, считается в России наиболее универсальной методикой подготовки для сотрудников наших силовых структур.
В этот раз отрабатывались приемы защиты от удара ножом и конвоирования (с помощью этого же отобранного ножа) преступника в отделение. Что любопытно, сотрудники тренируются не в спортивных костюмах, с предыдущей разминкой и последующим приемом душа, тонизирующего чая и переодеванием в свежее белье. На войне, как на войне - все, в том числе и девушки-полицейские, "разминаются" в том, в чем будут в течение ближайших суток нести службу: в офисной форме, в кителях, в утепленных куртках, бронежилетах или - для оперативников угрозыска - в гражданском "платье". Все как в жизни, надо привыкать действовать по обстоятельствам в любой ситуации, тем более одежде. Так что во что оделся, в том и в бой пошел. Не дай бог, конечно.
Есть, разумеется, и другие занятия по боевой подготовке, например, стрельба из пистолета Макарова. Но это раз или два в неделю, по расписанию.
Чуть позже будет и следующий, тоже обязательный инструктаж, совмещенный со строевым смотром, когда и как можно применять приобретенные столь специфические навыки и как надо выглядеть внешне. Всех проверят на знание общего законодательства, Уголовного кодекса России, служебных инструкций МВД и на соответствие формы одежды (кому положено ее носить). Оказывается, в Москве действует, как в советские времена, комендантский патруль, в который назначаются сотрудники столичного полицейского главка. Не дай бог они заметят отсутствие полицейского жетона, невежливое общение с гражданами, нарушение правил ношения формы, скажем, неопрятный внешний вид, отсутствие головного убора, курение в неположенном месте, не говоря уже о состоянии опьянения... Наиболее мягкое наказание - взыскание с лишением премии. А могут и уволить.
Самое интересное- информация начальнику райотдела о происшествиях за сутки. Условно этот процесс можно разделить на три части. Первая - очень краткий доклад оперативного дежурного по отделу о происшествиях и (это важно!) принятых мерах. Вторая - общий обзор криминальных событий в Москве и инструктаж заступающей на дежурство смены. Третья - подробный разбор в кабинете начальника принятых мер по раскрытию преступлений.
Район "Черемушки" не самый криминальный в Москве. Но расслабляться не стоит. Вот масштабы. Район занимает примерно 430 гектаров площади, из них только 246 га жилые. Остальная территория - так называемая промзона. В том числе завод металлических сплавов и депо метро, где, как считают дети, "спят вагончики". И вот, когда эти вагончики "спят", здесь может произойти всякое. А еще в районе размещены головное управление "Газпрома" и другие офисы. В общем, днем сюда приезжает вдвое больше народа, чем прописано жителей. И не все из этих приезжих законопослушные.
А живут здесь примерно 110 тысяч человек. Сотрудников же отдела чуть меньше 140. Из них 18 участковых уполномоченных. На службу каждые сутки заступают два штатных экипажа райотдела - автопатруль (2 сотрудника) и группа немедленного реагирования (3 сотрудника). Обязательно придаются два экипажа вневедомственной охраны и один - ГИБДД. Если надо, в особо "интересных" точках (у метро, торговых центрах или в местах проведения пикетов) выставляется пеший патруль - 2 сотрудника. Понятно, что между ними ежесекундная связь.
И еще имеется конвойная группа - на всякий случай. Вдруг потребуется доставить в ближайший изолятор временного содержания задержанного. Или оттуда в суд. Обычно за сутки "на районе" случаются 50 - 60 происшествий - как повезет. Основной учет по звонкам на всем известный номер "02".
Работа отдела полиции "Черемушкинский" в МосквеПримерно так было и на этот раз. В отделение доставили 19 человек. Среди них двое психически больных ( это установили специально вызванные медики). Больных людей отправили в психиатрическую клинику N 1, остальных отпустили после проверки документов и выдачи административных предписаний. То есть с утра в так называемых в народе обезьянниках никого не было - корреспонденты "РГ" убедились лично. Собственно, обезьянниками эти помещения для задержанных и не назовешь - вполне себе чистенькие, похожие на госпитальные палаты, комнаты. Есть даже специальные кушетки для осмотра больных. Но стать обитателем этих апартаментов не хочется.
Уже в кабинете Владимира Новикова обсуждали отдельные происшествия. Собрались в том числе оперативники "в штатском" и эксперты-криминалисты. Разбирали истории, происходящие, наверное, ежедневно с обычными людьми.
Вот почти деревенский детектив, как ограбили аптеку. Пострадал от жуликов магазин, торгующий фармацевтикой. Причем все произошло по весьма банальной мошеннической схеме: кто-то отвлекал продавца, кто-то изымал дензнаки. Молодой оперативник, расследующий это дело, вполне внятно доложил, что удалось выяснить. А такой же молодой эксперт-криминалист заверил, что каждое слово сыщика будет подтверждено полицейской наукой - с места преступления изъяты отпечатки пальцев, которые исследуются и будут приобщены к делу. Но суть не только в "пальцах". Сыщик выяснил, что с аптекаршей, дамой около 50 лет, общались двое 30-летних посетителей, мужчина и женщина. Схема "охмурения" жертвы, в общем-то, стандартна. Пока мужчина просил продавца показать образцы зубной пасты (очень ему было интересно), женщина, видимо, и вскрыла сейф магазина - денежный ящик оказался открыт и пуст. Даже ключ оставила в гнезде. Ошеломленная продавец сходу даже не смогла назвать сумму ущерба - не сразу вспомнила от шока.
Зато Владимир Новиков мгновенно определил общую схему розыска (он потомственный сыщик, чует преступника буквально на генетическом уровне, причем неважно, какого, мелкого жулика или серийного убийцу, тут уж как повезет).
А схема такова: оперуполномоченный угрозыска (тот, который полчаса назад тренировался отражать нападение с ножом в штатском костюме) должен пройти, как говорится, "своим пешком" все возможные маршруты преступников возле ограбленного магазина. И не просто пройти, а запомнить и даже зарисовать (от руки, чтобы лучше запомнилось!) все переулки, а главное, видеокамеры. Это называется на языке оперативников изучить возможные "подходы-отходы" преступников. Никакой тайны, раскрывающей секреты ловли грабителей, здесь нет - сыщик просто считает количество видеокамер на улицах. Ни один преступник и даже крупная банда просто не в состоянии уничтожить все "глаза" в короткое время - хоть что-то останется.
А останется много. Владимир Новиков говорит откровенно: только благодаря новым технологиям раскрываемость преступлений повысилась в разы.