Представители местного парламента полны решимости отстоять свое детище: "Пока рассматривается протест, закон будет действовать". По словам председателя комитета по вопросам государственного устройства и местного самоуправления облсовета Алексея Синицына, детально доводы надзорного ведомства еще не изучены. Этим займется специальная рабочая группа в составе депутатов и представителей заинтересованных органов власти, в том числе обладминистрации.
В прокуратуре же сообщили, что их протест был вызван тем, что правовое регулирование деятельности по взысканию долгов (как, впрочем, и всех гражданско-правовых отношений), в соответствии с Конституцией РФ, должно осуществляться исключительно на федеральном уровне.
- Мы не подвергаем критике инициативу облсовета, - пояснила старший помощник прокурора Кемеровской области по взаимодействию со СМИ Елена Тушкевич. - Более того, органы прокуратуры активно противодействовали нарушителям законов в этой сфере.
Впрочем, и авторы нормативно-правового акта изначально не скрывали, что этот документ, призванный "приостановить деятельность юридических и физических лиц, направленную на систематическое получение прибыли от взыскания задолженности" и "нарушающую права и законные интересы физических лиц", носит временный характер.
- Предполагалось, что этот закон должен действовать до вступления в силу соответствующего федерального документа, - уточнил Алексей Синицын. - И он, как известно, уже принят в первом чтении. Мы очень надеемся, что окончательно Госдума рассмотрит его уже в ближайшее время. Тогда и протест прокуратуры станет неактуален.
Напомним, формальным поводом для принятия областного закона явился вопиющий случай, произошедший в городе Искитиме Новосибирской области. Там было совершено нападение на семью, задолжавшую по кредиту небольшую сумму. После этого губернатор Кемеровской области Аман Тулеев инициировал запрет коллекторской деятельности в регионе, сопроводив свое обращение словами: "Другого выхода нет. Мы не можем допустить, чтобы наших людей убивали".
Уже на следующий день внеочередная сессия облсовета приняла закон "О неотложных мерах по противодействию коллекторской деятельности (деятельности по возврату долгов), нарушающей права и законные интересы физических лиц". При этом было подчеркнуто, что закон разработан в целях защиты прав и законных интересов граждан на охрану жизни, здоровья, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности.
Одновременно в Госдуму и Совет Федерации было направлено обращение с просьбой ускорить процесс рассмотрения федерального закона. Заодно правоохранительным органам поручили проверить, не нарушают ли нормы права при взыскании долгов и представители банков, кредитных кооперативов, а также микрофинансовых организаций. А материалы по итогам проверок направить в следственные органы и Центробанк.
В свою очередь, выход областного закона спровоцировал поток жалоб от представителей коллекторского сообщества. По словам директора Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Бориса Воронина, должники, с которыми раньше как-то удавалось договориться, теперь вообще перестали идти на контакт и начали массово отказываться от общения с коллекторами, ссылаясь на запрет их деятельности. В итоге ассоциация 21 апреля направила в Генпрокуратуру РФ и прокуратуру Кемеровской области обращения с просьбой оспорить региональный акт. По мнению ассоциации, он нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, осуществляющих деятельность по возврату задолженности.
Павел Бухтояров, прокурор Кемеровской области:
- Прокуратура региона занимает позицию активного противодействия незаконной деятельности коллекторов. За каждое нарушение закона коллекторы, как и любые иные лица, должны нести ответственность, предусмотренную законом. Прокуратура области осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе при взыскании задолженности коллекторскими организациями, и реагирует на каждое нарушение прав человека. Более того, именно органы прокуратуры выступили инициаторами активного противодействия нарушителям законов в этой сфере.
Наш протест на региональный закон вызван тем, что правовое регулирование этой деятельности должно осуществляться исключительно на федеральном уровне. В настоящее время проект закона "О коллекторской деятельности" активно рассматривается Государственной Думой Российской Федерации, прошел первое чтение, и мы надеемся, что он будет принят в ближайшее время.