Почему Свердловская область стремится выйти на рынок ближневосточного региона? Что нам интересно в Иране, ведь еще год назад эта страна занимала лишь 68 место среди 147 внешнеторговых партнеров региона?
Евгений Куйвашев: Иран - страна с богатыми природными ресурсами, финансовыми возможностями и большой заинтересованностью в развитии деловых контактов с российскими регионами. В том числе и с нашим - в части приобретения технологий и оборудования. Да, до прошлого года внешнеторговый оборот с Ираном был не самым большим, но сейчас мы стремимся исправить ситуацию. Тот факт, что иранская сторона первой совершила деловой визит в Екатеринбург, в ходе которого с губернатором провинции Хамадан было подписано предварительное соглашение о сотрудничестве, подтвердил - заинтересованность есть. Недавний ответный визит укрепил нас во мнении, что направление перспективно. В составе нашей делегации были представители 26 компаний из различных отраслей - от машиностроения до переработки сельхозпродукции, и многие в результате вышли на уровень обсуждения конкретных соглашений. К примеру, очень перспективна поставка оптико-волоконной продукции. К сожалению для иранцев и к счастью для нас, в этой стране практически нет оптической связи. Мы предложили вместе реализовать проект, который позволит Ирану сделать рывок в области информационных технологий.
И, что очень важно, деловые контакты развиваются. Одна из компаний Ирана заинтересовалась фармацевтическими предприятиями Урала. Прежде всего разработкой уральских ученых - уникальным противовирусным препаратом триазавирином, а также нашим инсулином. Сейчас завершается сертификация первой отечественной субстанции инсулина, созданной на "Медсинтезе": мы готовы выпускать конечный российский продукт, а не полуфабрикат, как раньше. То есть производителям уральского инсулина уже не придется, как это было до сих пор, закупать базовую субстанцию в Италии или Китае. Мы готовы работать на своей и после прохождения всех разрешительных процедур даже экспортировать этот продукт за рубеж.
Восточные партнеры для региона - только потенциальные покупатели нашей продукции или еще и перспективные инвесторы?
Евгений Куйвашев: Варианты сотрудничества возможны разные, думаю, оно будет взаимовыгодным. Например, прорабатываем вопрос о поставках на Урал иранской сельхозпродукции. Там производят одни из лучших в мире фруктов. Почему мы их до сих пор не завозим? Главным образом потому, что нет завода по упаковке этих скоропортящихся продуктов для длительного хранения. Технологии у нас есть, и мы готовы построить производство, а партнеры с иранской стороны рассматривают возможность инвестиций в проект.
Деньги там есть, и мы рассчитываем, что они будут работать на развитие совместного бизнеса. Не скрою, существуют и сложности. В Иране до сих пор отсутствует международная банковская система электронных расчетов (SWIFT). Но это вопрос ближайшего времени, и мировое сообщество уже рассматривает эту восточную страну как полноправного участника международного товарообмена. Мы будем очень жалеть, если вовремя не используем возможности такого сотрудничества.
Регион меняет внешнеполитические ориентиры? Теперь направление - строго на восток?
Евгений Куйвашев: Я уверен, что интегрироваться нужно не только с европейцами. Регион по-прежнему открыт и для них, но санкции не мы придумали. В результате их введения товарооборот с европейскими странами упал на 20-30 процентов. И, если что-то мешает развитию прежних экономических отношений, мы будем работать с другими партнерами. Это необходимо, тем более учитывая, что свыше 50 процентов регионального продукта идет на экспорт.
Какие инвестпроекты в этом году стартуют, а какие - завершатся?
Евгений Куйвашев: И финалов, и стартов ожидается много. На Каменск-Уральском металлургическом заводе планируется окончание строительства прокатного комплекса, которому нет аналогов в Европе. Запуск в конце прошлого года шахты "Черемуховская-Глубокая" позволит в нынешнем году почти в два раза увеличить добычу бокситов. Уральский оптико-механический завод начнет выпускать линейку совершенно новой продукции, в том числе и медицинского назначения. На Уральском дизель-моторном заводе общий объем инвестиций в производство доходит до 43 миллионов. Уралвагонзавод должен начать строительство фактически нового высокотехнологичного предприятия по производству емкостей из композитных материалов.
Корпорация "ВСМПО-АВИСМА" планирует завершить строительство нового кольцераскатного комплекса. Коробка производственного корпуса уже возведена, остается наполнить ее оборудованием. Уверен, что пуск приведет к серьезному росту объемов производства титановой продукции. Кроме того, одобрена площадка для реализации проекта производства российской версии самолета Л-410. Здесь вместе с чешской компанией будет развернуто производство с углубленной локализацией. Фактически начнет возрождаться уральское авиастроение.
Так что инвестиционная деятельность ни в коем случае не останавливается. Безусловно, меняется конъюнктура, спектр инвестиций. Но это и понятно: наша экономика приспосабливается к совершенно новым экономическим реалиям и будет развиваться с учетом сегодняшних приоритетов.
Экономика действительно приспособилась к кризису? Список инвестпроектов выглядит весьма оптимистично…
Евгений Куйвашев: Я бы сказал, реалистично. Год назад у всех было подавленное настроение, все переживали из-за падения курса рубля, введения санкций. Сейчас опасения развеялись. Разве у нас полки в магазинах опустели? Нет. Зайдите в любой и увидите возможности отечественных производителей. К примеру, производство наших сыров увеличилось в восемь раз. В прошлом году, несмотря на тяжелые погодные условия, АПК увеличил выпуск конечной продукции почти на 12 процентов.
По вашему ощущению, "дно" падения позади?
Евгений Куйвашев: Я считаю, не надо высчитывать ни дно, ни потолок. Надо просто определять верные векторы развития и оказывать помощь тем секторам, которые в ней нуждаются. В 2015 году Свердловская область получила три миллиарда рублей прямых субсидий на помощь нашей промышленности. Все пошло на модернизацию, и обновление продолжается.
Влияет ли на выбор такого вектора ИННОПРОМ?
Евгений Куйвашев: Он имеет кумулятивный эффект. С одной стороны, это реклама нашей продукции, с другой - поиск оперативных и стратегических партнеров из других регионов и стран. Плюс само проведение выставки способствует развитию сфер гостеприимства и услуг. Уже сейчас почти все номера в гостиницах на период проведения ИННОПРОМа-2016 забронированы. Рамки мероприятия не ограничены павильонами: мы продумали ряд туристических маршрутов, чтобы люди могли лучше познакомиться с регионом, задержались здесь. Мы работаем над улучшением сервиса, расширением спектра предложений для гостей и интересных мероприятий. К примеру, в мае в Екатеринбурге будут проходить гольф-турнир и бой за звание чемпиона мира по боксу.
Чемпионат мира по футболу-2018 - тоже козырная карта для развития региона?
Евгений Куйвашев: Конечно. В значительной степени благодаря проведению у нас игр ЧМ мы улучшим инфраструктуру города, что впоследствии будет способствовать привлечению инвестиций. Сейчас идет масштабная реконструкция сетей и магистралей вокруг стадиона, обновляется автобусный парк. Особое внимание - готовности международного аэропорта принимать большое количество гостей. Область борется за право проводить у себя множество спортивных мероприятий российского и международного уровня, чтобы максимально загрузить нашу инфраструктуру.
Вам не кажется, что такие амбиции диссонируют с нашими дорогами. Можно ли решить эту вечную проблему, чтобы в любой сезон с гордостью показывать уральские города гостям?
Евгений Куйвашев: У дорожной проблемы есть и объективные причины, в том числе климатические: чем больше циклов, когда вода замерзает и оттаивает, тем быстрее портится дорожное покрытие. Необходимо подключать к решению этой задачи науку, применять в дорожном строительстве новые технологии. И, конечно же, сосредоточиться на контроле качества. Деньги выделяются своевременно и притом немалые. В этом году только из федерального бюджета регион получит на дороги дополнительно три миллиарда рублей, плюс мы увеличили финансирование из областного фонда на ремонт муниципальных дорог. Думаю, в этом году удастся поправить ситуацию.
Свой дорожный фонд есть у каждого муниципалитета. И местные власти, в том числе и в Екатеринбурге, сами решают, тратить деньги на какие-то мероприятия или вкладывать их в развитие дорожной сети. Город должен сначала разобраться со своим бюджетом, а уж потом выставлять претензии области. Есть предложения - пожалуйста, приходите, доказывайте.
Развитие областного центра пойдет более успешно с созданием агломерации? Как продвигается этот процесс?
Евгений Куйвашев: Чем больше город, тем шире его возможности, больше инвестиционных площадок. Создание агломераций - это современный вектор развития во всем мире. Замыкаться в собственных границах с собственными амбициями бесперспективно. Для нас главное в этом процессе - показать "маршрут", четкое видение и жителям, и инвесторам того, как будет развиваться город. Речь изначально идет не об административном объединении, а о том, чтобы совместно с городами-спутниками выстроить транспортную, градостроительную, инвестиционную политику. Показать, как будет развиваться социальная сфера, чтобы на момент формального слияния не возникло никаких неудобств для жителей, бизнеса. Сейчас как раз идет проработка таких "дорожных карт". Курирует это направление вице-премьер областного правительства Александр Высокинский. У него большой опыт муниципального строительства, поэтому, я думаю, проект агломерации получит хорошее развитие.