Такое решение приняли по рекомендации региональной антинаркотической комиссии. На ее очередном заседании оценили ущерб, причиняемый экономике наркоманией, и пришли к выводу, что ежегодно казна недосчитывается огромной суммы. Тема вызвала много споров, потому что единой методики расчетов не существует. Между тем экспертные мнения время от времени звучат. Например, бывший руководитель Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов оценил потери государства в три процента национального ВВП. После его выступления арифметикой занялись и в Орловской области.
- По прогнозу, в 2016 году сумма потерь составит от 600 миллионов рублей до миллиарда (доходная часть бюджета региона - около 27 миллиардов. - Прим. "РГ"), - заявил глава территориального управления ФСКН Эдуард Аблязов. - Положительный экономический эффект возможен только при полноценном введении в действие областной программы социальной реабилитации наркопотребителей.
Но как оценивают потери и потенциальную выгоду? Прежде всего, в расчет берут средства, которые наркоманы тратят на покупку "зелья". Поскольку бизнес нелегален, эти деньги автоматически выводятся из официального оборота. К тому же большая их часть разными путями вывозится не только из регионов, но и из страны.
В УФСКН подсчитали, что в Орловской области эпизодически употребляющий наркотические и психотропные средства человек в среднем в месяц тратит на это от восьми до 12 тысяч рублей. Если потребление становится регулярным, расходы вырастают до 20-25 тысяч, а при зависимости - до 38-50 (цена варьируется от вида наркотика). Для сравнения: средняя зарплата в регионе составляет чуть менее 21 тысячи рублей.
Теперь сообщим, что на учете у наркологов состоят 1019 орловцев. Нетрудно подсчитать, что сообща они тратят на наркотики от 8,15 до 50,95 миллиона рублей ежемесячно, которые выводятся из легального оборота. При этом существует и скрытая статистика. Согласно ей, реальное количество наркопотребителей в 2,5-3 раза больше, поскольку далеко не каждый попадается полиции или идет к врачу.
- Как правило, эти люди не имеют работы, хотя почти все находятся в трудоспособном возрасте, - говорит Эдуард Аблязов. - Следовательно, их трудовой ресурс не используется для нужд экономики, они не платят налоги. Отсутствие работы толкает их на совершение преступлений, потому что "дозу" надо чем-то оплачивать.
Многих вовлекают в торговлю наркотиками, расплачиваясь с ними "товаром". Другие начинают продавать ценные вещи из дома, отнимают пенсии и зарплаты у родственников. Словом, немалые финансы из легального сектора экономики уходят в сектор теневой. Опять же, наркоманы редко заводят детей, что сказывается на демографии и доле экономически активного населения.
Практически все наркозависимые являются переносчиками различных заболеваний, начиная от гепатитов и заканчивая ВИЧ. Бюджет тратит деньги не только на них, но и на тех, кого они заразили. Курс лечения от наркомании одного пациента в государственной клинике в Орловской области в среднем обходится бюджету в 14 тысяч рублей. В прошлом году на эти цели из казны выделили почти пять миллионов.
При этом эффективность лечения специалисты ставят под сомнение. В большинстве случаев, "почистив" организм под капельницей за бюджетный счет, пациент скоро возвращается к употреблению наркотиков. Поэтому экономический эффект от лечения, мягко скажем, невысок. Выход профессионалы и видят в создании комплексной системы социальной реабилитации, работающей по принципу частно-государственного партнерства.
- Первичная профилактика применяется к тем, кто никогда не употреблял наркотики, вторичная - к тем, кто имеет такой опыт, - рассказал Эдуард Аблязов. - Третичная включает в себя социальную реабилитацию - исключение возврата к наркопотреблению и приобретение устойчивого навыка жизни без наркотиков.
По его словам, с 2012 года соцреабилитацией занимаются во многих регионах. Орловская область отстала от них из-за споров о том, выгодно ли это с финансовой точки зрения. На уровне страны такое исследование провели в 2015-м, оценив эффективность госпрограммы противодействия незаконному обороту наркотиков. Сумму предотвращенного экономического ущерба тогда оценили в 114 миллиардов рублей.
Также подсчитано, что внедрение системы соцреабилитации регионам обойдется в совокупности в 900 миллионов рублей ежегодно. Прогнозируемый экономический эффект составляет 40 миллиардов - такой обещает быть финансовая выгода от возвращения наркопотребителей к нормальной жизни. Если, конечно, они будут трудиться, на что и направлена соцреабилитация. Займутся ею общественные центры, частично финансируемые из бюджета.
На Орловщине работает восемь таких учреждений. В госпрограмму войдут те, которые пройдут госаккредитацию, - вероятно, не более половины. Кроме того, власти опробуют практику реабилитации наркозависимых в АПК. Уже несколько фермерских хозяйств выразили желание поучаствовать в программе. Механизм прост: после прохождения курса лечения у нарколога пациент получает именной сертификат, которым бюджет оплачивает услуги центра реабилитации. Или фермера.
В СССР наказывали за тунеядство, а государство тщательно считало и использовало трудовые ресурсы. Наркоманов тогда было немного. В 1983 году в Орловской области на учете состояло чуть более трех десятков человек. Их и алкоголиков возвращали к жизни в лечебно-трудовых профилакториях (ЛТП). Они работали не только во имя себя, но и на благо государства, и их вклад учитывался в составе ВВП. Все изменилось в начале 1990-х годов. Однако затем власти вдруг решили, что направление в ЛТП нарушает конституционные права гражданина. Мол, каждый сам должен решать, что делать со своим здоровьем. В итоге в 1994-м система профилакториев была ликвидирована. Наркомания совершила огромный рывок, и экономические потери, в отличие от социальных, не считали почти 20 лет. Теперь взгляд на проблему изменился.