ЦКАД раскатывается
Самый глобальный проект - это ЦКАД. Идею строительства центральной кольцевой автодороги с расчетной скоростью движения до 150 км/ч обсуждали в течение нескольких лет, но зато теперь обещают ее быстро реализовать. Первый и пятый пусковые комплексы ЦКАД уже строятся. На первом участке, который начинается в 10 км от Киевского шоссе и заканчивается на пересечении с трассой М4 Дон, к лету 2017 года строители обещают сделать "черновик" - дорогу без асфальта, со всеми мостовыми и разворотными эстакадами. К концу 2018-го первый пусковой комплекс будет готов.
На пятом комплексе строят мосты через Москву-реку и Десну. Пятый комплекс, который также планируется сдать в 2018 году, будет единственным не скоростным участком ЦКАД с бесплатным проездом.
Сроки сдачи остальных пусковых комплексов те же - декабрь 2018-го. Если экономическая ситуация позволит их соблюсти, через два года жители Московского региона должны заметить улучшение ситуации на существующих кольцевых магистралях.
"Области нужно преобразовать существующую радиально-кольцевую структуру автомобильных дорог в современную сеть с приоритетным строительством хордовых направлений. Основой сетевой системы является ЦКАД. Проект федеральный, но возможность его реализации обеспечила область, зарезервировав территории под развитие автодороги", - рассказал "РГ" начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Подмосковья Владислав Гордиенко.
Трамвай желаний и возможностей
Еще одним подмосковным кольцом, только рельсовым, станет кольцевая линия скоростного трамвая. Она должна связать между собой 20 крупных муниципалитетов области, где проживают в общей сложности 4 млн человек, и все международные аэропорты Московского авиационного узла, которые ежегодно перевозят 50 млн пассажиров. "В это мало кто верил, но проект планировки первого пускового комплекса легкорельсового трамвая на участке Подольск - Домодедово - Жуковский - Раменское уже утвержден, и даже проведены первые роуд-шоу для инвесторов", - говорит Гордиенко.
Пассажиропоток нового вида транспорта оценивается в 10 тыс. пассажиров в час к 2020 году. А к 2030-му, когда первая трамвайная линия начнет расти вдаль, он будет удвоен. Непосредственно к строительству путей планируется приступить в 2017 году.
Четыре хорды на юг
"Южной части Подмосковья в схеме территориального планирования транспортного обслуживания уделено самое большое внимание. Во-первых, там самый напряженный трафик. Во-вторых, аэропорт Домодедово заявляет о планах довести ежегодный поток пассажиров с нынешних 30 млн до 100 млн человек. А каждый новый миллион пассажиров дает 1 тыс. рабочих мест", - утверждает Владислав Гордиенко.
Поэтому власти оставили альтернативу тем жителям области, которые со своих автомобилей никогда никуда не пересядут. Ключевые точки этой альтернативы - 4 хорды, первой из которых станет дорога Виноградово - Болтино - Тарасовка длиной 16 км. Она свяжет и разгрузит Ярославское и Дмитровское шоссе. Проектирование этой трассы уже начато.
Дальше идут: 21 км новой дороги Лыткарино - Томилино - Красково - Железнодорожный, 59 км связки трасс М4 "Дон" и Новорязанского шоссе Подольск - Домодедово - Раменское - ЦКАД и 26 км магистрали Балашиха - Щелково - Пушкино - ЦКАД. Примером того, насколько важны эти хорды для жителей, являются опять же Подольск и Домодедово. Сегодня между ними 51 км пути. Среднее время в пути - 2,2 часа. Прямая хорда будет почти в два раза короче и в три раза сократит время в пути.
Больше аэропорта
"Территории под развитие аэропортов Московского авиационного узла также зарезервированы. В Шереметьево строится третья взлетно-посадочная полоса, в Домодедово - еще один терминал. В Жуковском мы сейчас занимаемся развитием дорожной инфраструктуры - к новому аэропорту в этом городском округе также будет подведена остановка легкорельсового трамвая", - отмечает начальник областной Главархитектуры.
Аэропорт в Жуковском стал четвертой и самой молодой воздушной гаванью в составе Московского транспортного узла. На начальном этапе работы количество его пассажиров не превысит 60 тыс., но уже к концу этого года аэропорт планирует обслужить 2 млн человек. А в недалекой перспективе здесь рассчитывают на 12 млн пассажиров в год. Пока до аэропорта можно доехать на электричке с Казанского вокзала до платформы Отдых с пересадкой на автобус или сразу на автобусе от метро "Котельники". Но в будущем на платформе Отдых появится транспортно-пересадочный узел и дополнительная платформа для приема скоростных поездов "Ласточка".
Кстати
Власти хотят построить в Подмосковье 250 транспортно-пересадочных узлов, 24 из которых считаются первоочередными и должны появиться к 2025 году. Первыми в течение 3-4 лет должны появиться ТПУ на платформах Отдых и Весенняя в Подольске. В числе ключевых - Котельники и платформа Павшино в Красногорском районе. В Котельниках в состав ТПУ войдет еще и автостанция. Требования к строительству пересадочных узлов область определила простые: чтобы можно было оставить машину на парковке по приемлемой цене и в максимально короткий отрезок времени пересесть на метро, трамвай или автобус.