12.05.2016 11:59
Экономика

Участки трассы Симферополь-Керчь за месяц пришли в негодность

Участки трассы Симферополь - Керчь, отремонтированные месяц назад, пришли в негодность
Текст:  Сергей Винник (Симферополь)
Российская газета - Экономика Крыма: №100 (6968)
Отдельные участки "дороги жизни", как ее называют крымчане, отремонтированные месяц назад, покрылись трещинами и просели. Подрядчик объясняет это тем, что заказчик не провел геологическую экспертизу. Эксперты усматривают в произошедшем коррупционную составляющую.
Читать на сайте RG.RU
В Симферополе ужесточат требования к строительству дорог

Плохое качество трассы уже привлекло внимание неравнодушных крымчан. Активист из Судака Александр Талипов выложил в социальной сети снятое им видео участка автодороги Радостное - Родники, где работы ведет ООО "КрымМехТранс". Отчетливо видны многочисленные трещины и вмятины в дорожном покрытии, уложенном здесь месяц назад. При этом на обочинах дороги в колеях глубокие лужи.

- Можете представить, сколько воды находится под дорожным полотном, - говорит активист. - На 7,5 километра дороги я насчитал восемь участков, где покрытие просело и провалилось. А сверху на него кладут второй слой асфальта, скрывая все эти дефекты.

Скандальное видео заинтересовало депутатов профильного комитета Государственного совета РК. Глава комитета по строительству и ЖКХ Леонид Бабашов пояснил, что причиной низкого качества работ стали недочеты в проектировании.

- Участок дороги между селами Богатое и Родники, на который обратил внимание Александр Талипов, обследован. Специалисты пришли к выводу, что при проектировании была допущена ошибка, - сообщил Бабашов. - Если точнее - не учли, что в этом районе большое количество подземных вод, из-за чего дорога и "поплыла".

В Симферополе отремонтируют более 300 улиц

Подрядчик ООО "КрымМехТранс" сообщил, что проблемы на отдельных участках автодороги появились уже через пять суток после замены основания и укладки первого слоя асфальтобетона. Попытки устранить недостатки обычными способами, увеличив "подушку" и укрепив слой асфальта, результатов не дали.

- Стало ясно, что проектное решение, выданное заказчиком, разработано неверно из-за отсутствия материалов геологических изысканий, они не проводились, - сообщили в подрядной организации.

В "КрымМехТранс" утверждают, что все работы ведутся под контролем службы технического надзора заказчика и независимой лаборатории ООО "Центр по испытаниям, внедрению, сертификации продукции, стандартизации и метрологии Крым". Еще в начале апреля подрядчик уведомил о сложившейся ситуации заказчика - "Службу автомобильных дорог РК" - и попросил его назначить геологическую экспертизу, однако ответа не последовало.

Подрядная организация уверяет, что самостоятельно привлекла геолого-геофизическую организацию ООО "Энергостальпроект" в качестве независимого эксперта. Геологи провели бурение на местности и электротомографию участка, создав виртуальный продольный разрез рельефа автодороги. Согласно их выводам, на проблемных участках трассы необходимо укрепить основание материалами типа геотекстиля и выполнить дренаж на всей ширине дороги. Однако из этих объяснений так и не ясно, зачем было через пять суток укладывать новый слой асфальта при очевидных проблемах? С 29 апреля все работы на разрушающихся участках приостановлены, но заказчик так и не принял никакого решения. Между тем срок сдачи "плавающей" дороги истекает уже 1 июня.

Ситуация на участке автодороги Радостное - Родники красноречиво свидетельствует, что ни госзаказчик, ни подрядчики так и не провели работу над ошибками прошлого года, когда на трассе Керчь - Симферополь также были обнаружены многочисленные нарушения технологии. Это признает и директор ГУП РК "Служба технического надзора" Владимир Александренко. По его данным, нерадивых подрядчиков так и не отстранили от тендеров, а многие отремонтированные участки шоссе до сих пор не приняты в эксплуатацию.

В 2016 году Крым получит на дороги в пять раз больше средств

- В прошлом году глава республики четко заявил, что с нерадивыми подрядчиками надо прощаться. Но никого так и не наказали, - сказал Александренко. - Дороги не приняты соответствующими комиссиями в эксплуатацию. На днях специально проехал по трассе. Есть участки, качество покрытия которых вызывает сомнения, а ведь еще и один сезон не прошел.

Объективно оценить качество прошлогодних работ, считает чиновник, можно будет лишь летом, наблюдая за состоянием дорожного покрытия под воздействием высоких температур и большегрузных авто. Ответственность за их качество, подчеркнул Александренко, несет министерство транспорта РК, отметив, казалось бы, аксиому: заказчик и контролер не должен быть в одном лице. В то же время он уверен, что простым ремонтом главной автодороги полуострова проблему не решить, нужно строить новую федеральную трассу.

- Мы можем каждые три месяца укладывать новое асфальтовое покрытие, но оно все равно провалится, - считает Александренко. - Причина в том, что дорога Симферополь - Керчь была второстепенной. В СССР она была рассчитана максимум на 10-тонные МАЗы. Сейчас же по ней проходят 40-тонные машины, и основание под асфальтом не выдерживает. Нужно уложить новое основание, но ни в этом, ни в следующем сезоне мы этого не сделаем. Надо строить "Тавриду".

Недавно глава Счетной палаты РК Анатолий Заиченко привел данные о стоимости строительства погонного километра автодороги в Крыму. По его сведениям, она составляет 28,2 миллиона рублей, что намного дешевле, чем во других регионах РФ. По этой причине многие подрядчики с материка отказываются работать на полуострове и не дают гарантии на отремонтированные ими дороги.

- Компании с материка, имеющие хорошую технику, просят не 25-30, а 50-100 миллионов рублей за погонный километр, - рассказал Заиченко. - Но если ты завышаешь стоимость, то должен предоставить гарантию на 10 лет. А он ее и на три года не готов дать. Выводы напрашиваются сами собой.

Глава Счетной палаты РК также призвал крымчан не оставаться равнодушными и сообщать контролирующим органам о плохом качестве дорожных работ еще на стадии их проведения.

Тем временем

Совет министров Крыма утвердил нормы затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. В нынешнем году на содержание одного километра дорог положено 948 тысяч рублей, на ремонт - 5,9 миллиона рублей, на капитальный ремонт - 18,6 миллиона. На основе этих нормативов формируются расходы на содержание, ремонт и капремонт дорог первой-четвертой категорий с повышающим коэффициентом. В 2016 году запланированные в бюджете Крыма 1,8 миллиарда рублей покрывают финансовые потребности лишь на 29 процентов. В следующем году этот показатель планируется увеличить до 70 процентов.

Инфраструктура Республика Крым Крым