Новый вариант термина существенно расширен. "Неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения". А также перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты (кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия). Туда же включены несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства и несоблюдение бокового интервала. Учтено также необоснованное резкое торможение или препятствование обгону. В общем, ситуации, "создающие угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба".
О необходимости введения такого термина говорится уже год. Это необходимо, чтобы бороться с лихачами, которые создают аварийные ситуации на дорогах, устраивая "игру в шашечки", совершая резкие и непредсказуемые маневры, игнорируют правила, а также всех остальных участников движения.
Еще в прошлом году ГИБДД разработала поправки в правила, где прописала, что такое "опасное вождение". Этот документ был выставлен на общественное обсуждение и вызвал массу споров. После этого премьер Дмитрий Медведев поручил доработать новый термин, согласовав формулировку с общественностью. По его мнению, термин должен быть всем понятен и не вызывать неправильных толкований. Он также обратил внимание на перегруженность этой новой статьи условиями. В таком объеме и юристу понять сложно, что имеется в виду, а как разберутся в этой формулировке простые граждане?
Поэтому и было решено провести вторые общественные слушания. Для чего в одном зале собрали представителей заинтересованных министерств и ведомств, а также экспертов и представителей общественных объединений. Выяснилось, что общественность ничего не имеет против перегруженности термина, но желает, чтобы он был более точен.
По итогам этих слушаний и был подготовлен расширенный вариант термина "опасное вождение", который и направлен на рассмотрение в правительство. Пока неизвестно, какую позицию по данному вопросу примет правительство. Потребует доработать документ или сочтет его достойным направлением на подпись. Но стоит напомнить, что правительство планировало утвердить новую формулировку уже в мае.
Впрочем, многие из вопросов, которые поднимались на последних слушаниях, в новую версию формулировки так и не вошли. По-прежнему непонятно, неоднократность нарушений за какой период времени должна произойти?
Надо сказать, что сама по себе новая формулировка в правилах дорожного движения пока для лихачей никакой угрозы в себе не несет. Но как только она будет в правилах закреплена, тогда в Госдуме начнут обсуждать и санкцию за это нарушение.
Игорь Моржаретто, автомобильный обозреватель радио "Вести FM":
- Новый проект получился гораздо более человечным, чем первоначальный вариант. Во всяком случае более понятный для обычных граждан, не юристов. В оставшиеся дни необходимо дошлифовать текст формулировки. В результате мы получим все равно не идеальное определение. Но главное, что оно вообще появится и его можно будет применять на практике. Уже потом, в процессе этого применения, его можно будет оттачивать и доводить до совершенства, когда будет четко понятно, над чем необходимо поработать.
Алексей Тузов, автоэксперт:
- Факт свершения многих из перечисленных в термине нарушений трудно выявить. При этом, напомню, что рапорт инспектора - юридическое доказательство в административном деле, а объяснение водителя - нет. Если у автомобилиста не окажется записи с видеорегистратора, то добиться справедливости будет невозможно. А это значит, что презумпция виновности водителя будет возведена в ранг закона.
Зарубежные законы также предусматривают ответственность за опасное вождение, но при этом отделяют его от неосторожного нарушения правил без злого умысла. Доказательство намеренного совершения опасных действий - главный критерий в установлении вины водителя. В Германии, например, "за демонстрацию своих эмоций" на дороге могут наложить штраф в размере 250 евро, а также лишить водительских прав на 3 месяца.
Вячеслав Лысаков, 1-й зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству:
- То, что формулировка стала длинней, - не страшно. Лучше более подробно изложить все правонарушения, длящиеся во времени, чтобы иметь возможность применять эту норму. Народ прекрасно понимает, о чем и о ком идет речь в этой формулировке. Речь идет об абсолютно неадекватных людях, которых надо останавливать. Каждое мелкое нарушение, которое прописано в правилах отдельно, не столь опасно, как цепь этих нарушений, протяженных во времени. Поэтому и требуется такая формулировка.
Крайне важно, какова будет правоприменительная практика, какая будет доказательная база. Тут должна быть только видеофиксация нарушения. Ни в коем случае никаких "на глаз". Чтобы инспектор не смог в зависимости от своего настроения отправить человека в суд за мелкое нарушение, назвав его "опасным вождением". У нас дороги такие, что человек вынужден совершать по несколько маневров, чтобы ямы объехать. Это не значит, что он лихач. Должна быть видеозапись, которую человек может посмотреть и обжаловать. А выявлять "вышивальщиков" могут и инспекторы скрытого патрулирования, и обычные автомобилисты, если их автомобили оборудованы видеорегистраторами.