16.05.2016 01:00
Экономика

Из интернета начала уходить реклама услуг микрофинансистов

Из интернета начинает уходить реклама услуг микрофинансистов, а на улице и в прессе - пока остается
Текст:  Александра Воздвиженская
Российская газета - Федеральный выпуск: №103 (6971)
Из Всемирной паутины начинает постепенно уходить реклама услуг микрофинансовых организаций, которые привлекают к "займам до зарплаты" физлиц. Первой ласточкой стало заявление социальной сети Facebook, которая уже отказалась работать с рекламой таких компаний. А теперь об аналогичных мерах сообщила поисковая система Google. Она собирается убрать со своих сервисов контекстную рекламу микрофинансистов с 13 июля.
Читать на сайте RG.RU

Дэвид Графф, отвечающий за глобальную продуктовую политику поисковика, написал в блоге, что запрет коснется компаний, которые выдают займы со сроком погашения менее 60 дней и с высокой процентной ставкой. На территории США, где максимальные ставки достигают примерно 300 процентов, а в целом колеблются от 30 до 100, посчитали, что кредит под 36 процентов - уже чересчур, в связи с чем там Google откажется рекламировать столь дорогие займы, предлагаемые даже банками.

В России среднерыночное значение полной стоимости микрокредитов со сроком погашения до 60 дней колеблется в интервале от 80 до 600 процентов годовых, следует из данных Центробанка РФ. Банковские кредиты куда более "льготные" - от 17 до 36 процентов. На первых новое ограничение со стороны Google повлияет напрямую, на вторых - никак не отразится.

"Исследования показали, что эти кредиты могут привести к неподъемным платежам и высоким ставкам для пользователей", - заметил Дэвид Графф. Но с юридической точки зрения здесь скорее идет защита собственного бренда и имиджа, считают адвокаты, опрошенные "РГ", а также защита от предъявления претензий за рекламу услуг, которые принесли потребителям финансовый ущерб.

Кредиты населению под тысячу процентов годовых предложили запретить

Заявление поисковой системы уже раскритиковала Ассоциация финансовых услуг Америки (CFSA), которая усмотрела в подобных действиях "дискриминацию и цензуру". Неправительственная организация "Американцы за финансовые реформы" парирует: действия соцсети и поисковика - "важный пример", которому должны последовать другие крупные игроки - Microsoft и Yahoo, все еще разрешающие рекламу "ростовщиков".

Пока международные игроки в Сети выдворяют со своих полей микрофинансистов, в России положение таких компаний практически не меняется. Единственный строгий запрет действует в отношении форекс-дилеров, аккредитованных Банком России, которым с 1 января 2016 года запрещено рекламировать свои услуги. Под запретом также реклама наркотиков, взрывчатых веществ, табака, некоторых медицинских услуг и прочего, а инициативы, касающиеся микрокредитов, стопорятся.

Вероятно, причина в категоричности некоторых законопроектов и их непроработанности. Например, в июне 2015 года группа депутатов Госдумы предложила запретить любую рекламу займов. Сюда попали бы наружная реклама, теле- и радиореклама, sms-рассылки, листовки, которые "приобрели характер массовой социальной провокации", говорилось в пояснительной записке. Профильный комитет Госдумы указал на десяток непроработанных аспектов инициативы, после чего в апреле 2016 года рассмотрение законопроекта вновь было отложено.

"Все же полный запрет рекламы микрокредитов в РФ нерационален. Да, они зачастую невыгодны для заемщиков, но ведь не противозаконны, - рассуждает адвокат компании "Деловой фарватер" Антон Соничев, эксперт правового центра "Общественная Дума". - Если полностью запрещать их рекламу с целью защиты заемщиков от сверхвысоких процентов, то нужно в этом случае запретить сами микрокредиты, а не начинать с запрета на их рекламу".

РГ + Россия 24: Микрофинансовые организации разделили на две категории

Если выдачу микрокредитов предварительно признать незаконной или признать незаконной только выдачу под проценты выше какого-нибудь определенного порога (например, 40 процентов годовых), то вполне без сложностей можно запретить их рекламу в Интернете, журналах, газетах, радио. В целом же достаточно политического решения, чтобы ввести ограничения для рекламы. Например, размещать ее только на определенных площадках - в газетах и журналах, пускать в эфир только 1-2 раза в день, предлагает эксперт.

Регионы России пошли иным путем и начали с малого. Так Законодательное собрание Ленинградской области в феврале этого года предложило запретить рекламу микрофинансовых организаций в СМИ. Законопроект еще в работе, но саму идею на минувшей неделе поддержала Сахалинская областная Дума. Если на этот раз депутаты тщательно проработают документ, который потенциально может получить одобрение других субъектов, то появится реальный шанс избавить от ростовщической рекламы не только Интернет.

Бизнес