20.05.2016 12:50
Культура

Датчанин Рефн показал Канну, как испускает дух красота

Текст:  Валерий Кичин
Начавшись вполне респектабельно, Каннский фестиваль к финалу пустился во все тяжкие. В результате уже третий фильм конкурса пресс-зал встречает свистом и буканьем. Это "Неоновый демон" датского эпатажника Николаса Виндинга Рефна, который с трудом, но покорил Голливуд.
Читать на сайте RG.RU
На Каннском фестивале появился рейтинг фаворитов

Как известно из его интервью, Рефн уверен в том, что насилие присуще людям изначально, от природы, и если у человека нет возможности осуществить насилие в реальности, то он имеет право на это удовольствие, хотя бы созерцая его в кино. Этот давно зафиксированный медициной род психического отклонения всегда был главным предметом его творчества и в "Неоновом демоне" достиг апогея: весь фильм - сублимация авторских вожделений, своего рода сексуальное самоудовлетворение, которое художник сделал прибыльным бизнесом.

Конек фильма - сладострастное разрушение красоты, ее унижение и расчленение на отталкивающие составные части. Режиссеру нужны красивые актрисы, чтобы сделать из них месиво, нужна как минимум одна "девственница", нежная и хрупкая, чтобы над ней надругался жестокий мир, нужны дизайнерские интерьеры, в которых будут свершаться низости, и фильм поначалу напоминает витрину роскошного магазина, где живого человека не отличишь от манекена. Сюжет прост, как шампур, на который будет нанизан шашлык из кровавых лохмотьев. В модельный бизнес приходит новая девушка - та самая, нежная, хрупкая и еще не тронутая тленом. На нее сразу обратят внимание ревнивые конкурентки и не успокоятся, пока не уничтожат соперницу. Эту Джесси играет 18-летняя Эль Фаннинг из "Малефисенты": она начала сниматься с младенчества и на бесчисленных съемочных площадках обзавелась тем самым порочным типом красоты, который так заводит многих мастеров выше среднего возраста. Эту смесь наивности и порока Рефн эксплуатирует с каким-то старчески тупым вожделением, проделывая с "непорочной девой" не слишком изобретательные манипуляции - разрисовывая ее, раздевая и в конце концов сбрасывая в пустой бассейн, где она и лежит с неестественно вывернутыми конечностями. Сладострастный бред, который реализует на экране Рефн, граничит с сюром: в нем наличествуют поедаемые человеческие глаза и нож, погружаемый в глотку, элементы каннибализма, садомазохизма, сцены лесбийские и некрофильские, где насилуют изысканно заштопанный труп. И, разумеется, океаны крови, объемы которой просто не могут вместить нежные организмы истязаемых красавиц.

Каннский фестиваль исследовал пограничные области искусства

Рефн уже завоевал репутацию "порнографа насилия" и теперь настойчиво таранит остатки табуированных зон в кинематографе, вводя любимый жанр в число респектабельных, мейнстримовских и "фестивальных". Любящий скандалы Канн ему в этом помогает: в 2013 году таким же буканьем был встречен его снятый в Бангкоке садистский опус "Только бог прощает", где вспарывали мам, разрезали глазные яблоки и выпиливали ушные раковины, теперь жертвой разрушительных вожделений Рефна стала женская красота. Судьба "Неонового демона" в конкурсе абсолютно неясна уже потому, что в жюри входит соотечественник и однополчанин Рефна актер Мадс Миккельсен, который с режиссером "не-разлей-вода". Сам Рефн, человек с виду очень тихий, хотя и с безумным взглядом, на самом деле оказал на развитие датского кино самое сокрушительное влияние: это из его фильма "Дилер", снятого ручной камерой без света и музыки, стащила свои базовые идеи датская "Догма", и без сомнения, все "Антихристы" и "Нимфоманки" Триера стали возможны именно благодаря протаранившему табу Рефну. Ключевая фигура мирового кино, стало быть.

Мировое кино