20.05.2016 18:51
Культура

В Петербурге осовременили оперу "Любовный напиток"

Текст:  Ольга Штраус (Санкт-Петербург)
Премьера спектакля Юрия Александрова "Любовный напиток" в театре "Санктъ-Петербургъ опера" стала настоящим праздником для зрителей.
Читать на сайте RG.RU
Опера "Любовный напиток"

Одну из самых популярных опер Доницетти, написанную в 1832 году, постановщик сумел превратить в очень современное и живое зрелище.

"Санктъ-Петербургъ Опера" объединит "Молодую гвардию" и "Крым"

И дело не только в современных костюмах и оригинальной сценографии (художник Вячеслав Окунев). По замыслу режиссера, на сцене среди массовки нам явили множество ярко индивидуализированных персонажей, которых не было ни в комедии Скриба, ни в опере Доницетти. Эти бессловесные персонажи, тем не менее, создают запоминающиеся образы. Бабуля в каталке, явно страдающая паркинсонизмом, но она не менее других заинтересована в том, как будут развиваться отношения Адины (Олеся Гордеева) и Неморино (Денис Закиров). Толстуха, пришедшая к доктору за молодильным средством (Наталия Плешкова). Сластолюбивый старичок (Денис Ахметшин), который не прочь приударить за юными девицами…

Молодежь, словно бы собравшаяся на вечерние посиделки в неком дворике, судачит о любви и приворотных зельях, здесь читают, пересмеиваясь, историю про Тристана и Изольду - эти вечные пересуды, насмешки, влюбленности становятся фоном для вечно юной игры страстей.

Замечательно справляются со своими задачами исполнители главных партий: стервозной красотки Адины и неуклюжего, но безмерно обаятельного Неморино. Они и улыбку вызывают, и умиление, и сочувствие. Александров умеет с ювелирной точностью подбирать актеров. Скажем, Алексей Пашиев в роли сержанта Белькоре - это такой альфа-самец, уверенный, что перед его геройским обликом не устоит ни одна девица. Как он крутит полотенце, поигрывая мускулами! Как легко, походя, раздает бессловесные комплименты подвернувшимся на пути красавицам. Как презирает неуклюжего и наивного Неморино. Все жесты артиста, вся его пластика исполнена элегантной точности.

Еще более выразителен в роли заезжего прохиндея-доктора Юрий Борщев. Понятно, что режиссеру нетрудно было разглядеть в этом образе всякого рода мошенников, спекулирующих на биодобавках и прочих чудо-препаратах. Но этот образ, явно из нашего времени, решен исполнителем тонко и без ненужного пережима.

Надо сказать, что исполнители легко переходят временами с итальянского языка оперы на русский, словно вдруг выскакивают за границы шутливой игры. И это получается у них аппетитно и заразительно - даже когда в музыку Доницетти вдруг врывается Челентано из магнитофона. И грубоватые шутки вроде отросших от чудодейственного молодильного средства волос или наглядно повысившейся потенции не кажутся неуместными или вульгарными. Это традиция площадной комедии, юмор свадебных игрищ, где "соленые" намеки вполне кстати.

В Петербурге поставят оперу в духе "Аватара"

Вокальные достоинства исполнителей требуют особого комплимента: практически все участники спектакля справляются с итальянским бельканто легко, играючи (дирижер Александр Гойхман). И хотя множество танцев и почти акробатических этюдов требуют от солистов немало усилий, зритель их не замечает: как и подобает влюбленной молодости, этой компании на все хватает сил, энергии и куража. Под руководством балетмейстера Надежды Калининой все вокалисты движутся на сцене поистине с балетной легкостью.

Необычная пластика артистов (будто подсмотренная на модных тусовках) задает особую, очень современную интонацию. Особенно ярко выходит у Дениса Закирова. Все страдания своего героя, а также его знаменитую арию, он поет так, будто эти звуки на наших глазах, рождаются из его измученного сердца.

В оперных спектаклях сильные чувства зачастую преувеличиваются, "страсти рвутся в клочья", что принято объяснять театральной условностью. Здесь же постановщику удалось редкое: зритель не сомневается в подлинности чувств героев и мотивировках их поступков, хотя они и поведаны нам с иронической отстраненностью.

Музыкальный театр Санкт-Петербург Северо-Запад