Зачастую интернет-пользователи не задумываются, что информацию, которую они "постят" в соцсетях, может увидеть работодатель, коллеги или клиенты. А некорректное и неэтичное поведение, неприличные фотографии могут испортить репутацию не только сотрудника, но и компании. Одним из нашумевших случаев стало фото с неприличным жестом стюардессы "Аэрофлота", опубликованное "ВКонтакте". В прошлом году интернет-пользователей поразила выложенная в Instagram фотография с нацистским приветствием сотрудников краснодарского офиса "Билайн".
А по факту купания сотрудников омского сырного завода в молоке завели уголовное дело - поводом послужило видео, размещённое одним из работников предприятия. Мы решили разобраться, какие убытки может понести бизнес от таких нерадивых сотрудников и возможно ли исправить испорченную репутацию.
Эксперты по кадровым вопросам отметили, что, скорее всего, люди, которые выкладывают в соцсети неприличные или оскорбительные фотографии или видео, хотят, чтобы их увидели или оценили, в противном случае они бы устанавливали настройки приватности. "Люди, которые не хотят, чтобы их читали, "закрывают" свой контент в настройках видимости, не появляются в ленте друзей и не делают repost статьей своих блогов или фотографий из Instagram в соцсети", - отметила директор по административным и кадровым вопросам InfoWatch Оксана Ткачева.
По ее словам, сегодня все больше компаний отходят от понятия, что сотрудники - это человеческие ресурсы, и воспринимают коллектив как капитал - ценность компании. "Поэтому, прежде чем заключить договор с подрядчиком, потенциальный партнер проверяется не только с точки зрения экономической безопасности, но и с репутационной, - объяснила эксперт. - Компании, чьи работники размещают провокационный материал в виде фотографий, сомнительных комментариев к статьям, размышлений на спорные темы, имеют меньший шанс заключить договоры, чем те, чьи сотрудники не отбрасывают тень на собственную компанию".
В большинстве случаев для восстановления репутации бизнесу приходится расторгать трудовые отношения с работниками, порочащими честь и достоинство своей профессии и компании в целом. Эксперты советуют компаниям доводить до сознания работников тот факт, что они являются лицами, транслирующими не только свое частное мнение, но и мнение компании, где работают.
Случаи некорректного поведения сотрудников можно предотвращать с помощью мониторинга соцсетей. "К примеру, в Instagram можно искать фотографии по хэштегам с названием компании или по геолокации, - рассказал "РГ" руководитель направления SMM & SERM Kokoc Group Кирилл Крутов. - Можно использовать специальное программное обеспечение, позволяющее увидеть фотографии, опубликованные в радиусе нескольких десятков метров". При обнаружении постов, которые могут вызвать негативную реакцию общественности, можно попросить сотрудников удалить их или заранее продумать официальную позицию компании.
Бывают и обратные ситуации - когда отзывы интернет-пользователей открывают неприглядную правду о компании и ее персонале. В прошлом месяце Рунет взволновал пост Олега Еремина, который написал в Facebook про случай, произошедший с ним накануне: молодого человека попросили покинуть ресторан, где проходила встреча выпускников бизнес-школы. Инцидент, на первый взгляд, обыденный: политика любого заведения устроена таким образом, что финальный вердикт - кому отказать в обслуживании - остается за администрацией. Если бы не одно но. Молодой человек с рождения имеет недоразвитие рук. От охранников, проводивших его к выходу, разъяснения причин клиент не получил.
На пост пострадавшего общественность отреагировала бурно, чаще всего встречалось предложение игнорировать ресторан, чтобы не поощрять случаи дискриминации, и наказать менеджмент заведения. По данным системы мониторинга "Крибрум", в сети появилось более 1 000 упоминаний по теме при охвате более 3 миллионов человек.
Подобный случай не первый и не единственный. Но огласку скандал получил из-за того, что выгнали на улицу не пьяного и даже не отличающегося "дресс-кодом”, а инвалида. Олег Еремин предположил, что, если бы не активная поддержка со стороны друзей, никак мер принято не было. Руководство ресторана принесло извинения. Подействовала сила соцсетей. "На сегменте общественного питания особенно сильно отражается негатив, так как любое заведение живет постоянной лояльной аудиторией, - пояснили эксперты "Крибрум", - Можно, конечно, понадеяться на то, что посетители не выходят в интернет и не читают новости, но такой исход - слабая попытка оправдаться".
Персонал компаний в таком случае становится не просто персоной нон-грата в веб-пространстве, зарабатывая дурную славу, но и страдает при дальнейшем трудоустройстве.