Это будет первый опыт гендерного образования в школах Алтайского края.
- Мы предоставили родителям право выбрать раздельное или совместное обучение для своих детей, - рассказала корреспонденту "РГ" директор школы N 20 г. Бийска Елена Вирбицкас. - Подсчитаем, сколько человек захотят участвовать в экспериментальном проекте, и примем окончательное решение. Планируем открыть два первых класса с раздельным обучением и два смешанных.
Пойти на эксперимент бийские педагоги решили после того, как заметили, что границы между полами постепенно стираются: девочки более агрессивны, а мальчики стали утрачивать культуру общения с противоположным полом. Понятие "унисекс" сегодня вполне применимо не только к стилю одежды, но и к поведенческим стереотипам молодежи.
- В смешанном классе невозможно применять разный подход к преподаванию для мальчиков и для девочек с учетом их психологических особенностей, - уверена Елена Вербицкас. - А задания для них должны быть разные, ведь для сильного пола более характерна поисковая деятельность, для слабого - действие по алгоритму.
Бийские учителя понимают, что нагрузка возрастет, ведь нужно адаптировать программу для трех видов классов - мальчиков, девочек и смешанных.
В управлении образования Бийска не видят никаких препятствий для перехода школы N 20 к раздельному обучению. Но опрос показал: только 27 процентов горожан считают, что это пойдет на пользу детям. 32 процента уверены, что это плохо отразится и на девочках, и на мальчиках. Остальные пока не определились с ответом.
- Такое разделение может вызвать нездоровый интерес детей противоположных полов друг к другу, - высказывается одна из противниц отдельных классов.
Многие родители опасаются, что у детей сформируется неправильное отношение к противоположному полу. Но эксперты успокаивают: этого не произойдет, поскольку на переменах и вне класса дети общаются, причем уже не как соперники или соратники по учебе, а просто как мальчики и девочки.
В "Университетской" гимназии N 14 Новосибирска, практикующей раздельно-параллельный принцип обучения уже девять лет, готовы помочь коллегам из Бийска. Осенью здесь планируют собрать на конференцию все российские школы, которые занимаются раздельным обучением.
- Это эффективная система, мы готовились к ней три года, - рассказала директор гимназии Любовь Судоргина. - И результаты педагогам и родителям видны.
Кстати
В дореволюционной России мальчики и девочки учились отдельно. Смешанное обучение, которое было призвано уравнять оба пола в правах, появилось после указа от 31 мая 1918 года и просуществовало до 1943 года. Некоторые исследователи связывают это с усилением патриотического воспитания в стране. Именно тогда в школах появилась форма для мальчиков - почти солдатская гимнастерка и ремень.
Но школы снова стали раздельными не сразу. Сначала перемены затронули началку и занятия по допризывной военной подготовке. Затем дошли до средней школы.
Как указывает российский историк Александр Пыжиков, в Наркомпросе считали, что основная задача совместного обучения - ликвидация дискриминации женщин, успешно выполнена.
Возможности для того, чтобы вместо одной школы открыть две, были, разумеется, не везде. На первых порах раздельное обучение решили проводить в тех городках и поселках, где было не менее 6 школ.
Директорами в мужских школах должны быть только мужчины, а в женских - женщины.
"Иногда возникали курьезы, когда две вновь созданные школы, мужская и женская, вдруг оказывались размещенными в одном здании", - пишет Пыжиков. Из раздельных школ пытались сделать элитные. Среди мужских появились школы с преподаванием ряда предметов на иностранных языках, которые стали предшественниками нынешних языковых школ.
В начале 1950-х годов стало ясно: раздельное обучение не совсем себя оправдывает. Не удалось обеспечить высокое качество образования. Старшему поколению не нравилось напоминание о дореволюционной России. Между тем исследования 1952 - 1953 годов показали: в мужских школах медаль получили 11,6%, в женских - 10,5%, а в смешанных - 4,4%.
С 1 сентября 1954 года раздельное обучение ликвидировали.
Подготовила Ирина Ивойлова
Владимир Гармаш, заслуженный педагог РФ, заместитель директора школы N 760, Москва:
- Наша школа работает 20 лет по здоровьесберегающей методике Владимира Базарного, один из элементов которой раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек. Кстати, у нас на уроках дети не только сидят за партами, но и стоят за специальными конторками. По методу Базарного сегодня в России работает около 3500 школ. Каждый год мы набираем три первых класса: один - только мальчики, второй - только девочки, третий - смешанный, где есть и мальчики, и девочки. При формировании классов обязательно учитываем мнение родителей. Параллель, естественно, занимается в одном здании, так что на переменах, внеклассных мероприятиях все дети всегда вместе. Особых минусов у такого метода обучения не вижу. Проблемы те же, что и в других школах: перегрузка детей и содержание обучения. Но для педагогов в раздельных классах гораздо яснее, что именно не усвоили ученики или, наоборот, поняли очень хорошо. Сейчас регионы проявляют большой интерес к нашей методике. Где-то инициаторами выступают местные власти. А где-то, например, в Калининградской области, сами родители.
Наталья Авдеева, профессор кафедры возрастной психологии МГППУ:
- Больших исследований по этому вопросу нет. У нас эксперименты проводит кто угодно и как угодно. В других странах запускаются пилотные проекты, потом результаты исследуются, психологи высказывают свое мнение и принимается решение. Я с осторожностью отношусь к идее раздельного обучения. И не все родители, у которых дети учатся в таких школах, в восторге от этой системы. Когда мальчики и девочки встречаются друг с другом только на переменах, иногда появляются новые факторы противостояния между ними. И главное, давайте разберемся, какова цель раздельного обучения. Чтобы мальчики и девочки меньше конкурировали друг с другом? Им придется делать это все время - общество сейчас очень изменилось. Так есть ли толк их разъединять, ограждать друг от друга?