На смену привычным для старшего поколения "хрущевкам" и "сталинкам" на современный российский рынок недвижимости пришли жилищные проекты экономкласса, бизнес, сегмента элит. Еще одно понятие - комфорт-класс появилось совсем недавно, его принес с собой бурный подъем рынка после кризиса 2008-2009 годов. Сейчас, как свидетельствуют данные Ingrad, в этом сегменте позиционируется ровно половина всего предложения на первичном рынке российской столицы и присоединенных к ней территорий. Активен он и в крупных региональных центрах. Однако есть проблема: класс жилому комплексу назначают сами девелоперы. В результате многие проекты просто "меняют вывеску", мигрируя из экономического в более высокий комфорт-класс. Характеристики при этом сохраняются прежние.
Чтобы понять, насколько новое жилье, заявленное как комфорт-класс, соответствует своему названию, специалисты взяли за основу пять критериев. Учитывая то, что исследование проводилось в Москве, на первом месте были такие характеристики, как пешая доступность метро и расположение внутри МКАД. Помимо них специалисты учитывали, был ли дом построен по индивидуальному проекту и по монолитной технологии (в таких домах жить более комфортно, чем в панельных), а также есть ли там подземный паркинг.
В итоге выяснилось, что лишь 41 процент квартир, позиционируемых в сегменте комфорт-класса, сегодня продаются в жилых комплексах, расположенных в пешей доступности от метро. Хотя справедливости ради стоит сказать, что оценка проводилась в довольно щадящем режиме: за пешую доступность была принята прогулка до ближайшей станции подземки продолжительностью не более 20 минут. Кроме того, оказалось, что 42 процента жилья, позиционируемого в категории "комфорт", сегодня предлагается за пределами МКАД. В части стоянки для автомобилей эксперты пришли к выводу, что подземный гараж есть лишь в 55 процентах проектов, где жилье продается под видом комфорт-класса. Во всех прочих случаях обнаруживался отдельно стоящий паркинг, а порой вообще лишь стихийная стоянка у подъезда. Исследование также показало, что меньше трети жилья комфорт-класса продается в домах, к созданию которых приложили руку именитые российские и зарубежные архитекторы. И только критерий "строительство по монолитной технологии" порадовал: львиную долю предложения в комфорт-классе составляют дома из монолитного железобетона, а отнюдь не панельные.
Полученные данные позволили сделать вывод, что отнесение жилья к тому или иному классу застройщики сейчас больше используют как маркетинговый инструмент для продвижения своих проектов на рынке. О том, чтобы оно реально соответствовало заявленному сегменту в глазах покупателей, в большинстве случаев речь сейчас не идет.
"На рынке сейчас вообще нет единой классификации жилья. Каждый девелопер использует свою собственную и классифицирует проекты так, как сам это понимает, - констатирует Татьяна Калюжнова, руководитель "Индикаторы рынка недвижимости - Консалтинг". В результате на рынке, по ее словам, вопреки всякой логике появляются, к примеру, квартиры бизнес-класса площадью всего 50-60 метров или жилье бизнес- и комфорт-класса, расположенное за пределами МКАД, если опять же говорить о Москве. Хотя при такой удаленности от центра оно в идеале может претендовать лишь на сегмент "эконом" или в лучшем случае на категорию "жилья повышенной комфортности".
Неразбериха создает проблемы прежде всего для аналитиков, мешая правильно оценивать рыночные тренды. "Покупатели за классность жилья как таковую не платят. Человек, имея определенную сумму денег, выберет тот вариант, который больше подходит ему по характеристикам, а не по названию, - говорит Калюжнова. - Хотя сознавать, что, даже выбрав жилье сегмента комфорт или бизнес-класс, будешь вынужден час добираться до работы, безусловно, не очень приятно. Однако таковы сейчас реалии российского рынка".