Все и сразу
Сегодня в России насчитывается порядка полутора тысяч университетов, при этом в различных мировых рейтингах фигурируют чуть больше десятка из них. Так, в 2016 году в престижные списки попали всего 13 отечественных вузов (три года назад их было и вовсе пять). Специалисты категорично заявляют: остальные по большому счету не нужны ни студентам, ни экономике, а значит, с ними срочно нужно что-то делать. Самый очевидный выход - трансформация, вот только не каждое учреждение в нынешних условиях способно взвалить на себя целый ряд новых задач.
- Когда я начинал работать, все было просто: учим студентов, растим преподавателей и проводим исследования. Сейчас к этому добавляется вопрос: какова наша главная миссия? Мы развиваем экономику в своем регионе, активно занимаемся научной работой и инновациями или, может быть, пытаемся зарабатывать и строим отношения с бизнесом? Каждому университету необходимо фокусироваться на чем-то определенном и уже в этом фокусе сочетать образование и исследования, - говорит Кевин Даунинг, директор департамента анализа и управления знаниями в Городском университете Гонконга.
Тенденция перехода к такой многофункциональности глобальна, и это понятно: чтобы попасть в строчки мировых рейтингов, университетам приходится проявлять себя в самых разных областях. Вот лишь некоторые из критериев, которые учитываются при оценке конкурентоспособности: доходы от исследований, цитирование и публикации в международных научных журналах, отклик от промышленности и репутация среди работодателей, доля иностранных студентов, уровень социально значимой деятельности выпускников.
- Сейчас все университеты стоят перед выбором распределения времени. Как за всем этим не упустить основное, чем должен заниматься вуз, - образование студентов? Вообще, университету сложно меняться в силу своей природы, ведь это довольно консервативное заведение. Мне кажется, размывать границы не нужно, - считает Чжоу Цзоюй, вице-президент Пекинского педагогического университета.
Тем не менее во всем мире постепенно складывается образ университета будущего: он должен не просто давать образование и новые открытия, но стать неким центром города или страны, в которых находится. Площадкой для встречи бизнеса, ученых и граждан. Именно на уровне университета, уверены эксперты, вскоре будут решаться насущные проблемы общества: от нехватки врачей до разбитых дорог, от низких зарплат до планирования городской территории. Другими словами, в цепочке "образование - исследования" появляется новое звено - вовлечение населения.
Не знают и не цитируют
Петербургские вузы в рейтингах время от времени "засвечиваются". В этом году три вуза даже попали в топ-100: это СПбГУ (26-е место), Санкт-Петербургская консерватория имени Римского-Корсакова (47-е место) и Национальный минерально-сырьевой университет "Горный" (51-е место). Однако, несмотря на это, на скорые преобразования университетов в Северной столице не надеются. Эксперты приводят целый список вызовов, с которыми придется столкнуться.
Во-первых, по многим показателям петербургские (а вместе с ними и российские) вузы отстают от зарубежных коллег, единственным ощутимым индикатором результативности является сегодня соотношение преподавателей и студентов. А вот публикационная активность и цитирование оставляют желать лучшего.
- Обусловлено это двумя факторами: очень низкое инвестирование университетов в исследования и провинционализация науки - ученые печатаются только в русских журналах и даже не читают англоязычные. Надо обучать людей продвигать свои статьи в международные издания, увеличивать зарплаты за такие публикации, - подчеркивает председатель совета Ассоциации образовательных организаций высшего образования "Глобальные университеты" Ярослав Кузьминов.
Пока же появление на страницах влиятельных журналов воспринимается не иначе как сенсация. В январе, например, широко обсуждалась статья ученых петербургского Зоологического института РАН, вышедшая в Science. Речь шла об исследовании, доказавшем, что люди жили в Арктике гораздо раньше, чем считалось долгое время.
Еще одна серьезная проблема - недостаточный уровень глобальной репутации и слабо развитый академический рынок труда. За границей единственный российский вуз, о котором что-то слышали, это МГУ, сетуют эксперты. Чтобы вывести на уровень международной узнаваемости хотя бы пару петербургских учебных заведений, понадобится от 10 до 25 лет. Рынок труда, в свою очередь, серьезно сдерживается низкой мобильностью: склонить специалистов к переезду одинаково сложно как из других стран, так и из регионов. Не последнюю роль здесь играют невысокие зарплаты и перегрузка.
- У наших преподавателей часов в два раза больше, чем на Западе. Эффект от такой нагрузки - работа в никуда. То же самое со стороны студентов: многие из них совмещают обучение с работой, поэтому при учебном плане в 40 часов в неделю они начинают имитировать усвоение материала, - продолжает Кузьминов. По словам эксперта, сейчас продвижению на мировой арене мешает еще одно препятствие - девальвация рубля. У крупных университетов треть расходов валютные, а потому сокращаются темпы набора иностранных преподавателей, многие вынуждены отказываться от зарубежных проектов. Все это не позволяет вузам Петербурга соответствовать общемировым трендам. При этом часть экспертов считает, что рейтинги не отражают действительный уровень образования, а потому стремиться попасть в них не стоит. Другие уверены: механизм оценки должен быть, но его цель - не место в таблице, а решение долгосрочных задач и переход на самоподдерживающееся развитие.
Меньше высших
- Главная ошибка последних 20 лет - то, что университетами стали все учебные заведения, и само понятие университета в итоге обесценилось. Ну не могут быть все специалистами с высшим образованием! - говорит гендиректор Российской венчурной компании, член совета при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России Игорь Агамирзян. - Нам нужно возвращаться к элитарности образования, находить другие механизмы для выделения кадров высшей категории.
- Высшим образованием сейчас охвачено 70 процентов населения страны, при этом большая группа университетов, которая готовит профессионалов для местного рынка, еще 50 лет назад называлась бы техникумами, - соглашается Ярослав Кузьминов. - Новые условия вынуждают их экономить, они не могут создать постоянный профессорский коллектив и пользуются заимствованными стандартами обучения.
Так называемая секторизация, по мнению специалистов, могла бы "убить сразу нескольких зайцев". Выделение из общей массы вузов сугубо исследовательских институтов, школ гуманитарных наук, претендентов на глобальную роль, во-первых, освободило бы многие учебные заведения от ненужной и непосильной для них ноши в виде гонки за критериями рейтингов. Во-вторых, это повысило бы качество образования и позволило бы готовить востребованные в каждом конкретном регионе кадры.
- Когда выпускается неимоверное количество народу с дипломами "менеджер", мы просто не знаем, что делать со всеми этими людьми, которые еще и ничего не умеют. Сейчас катастрофа с IT-специальностями, инженерами, и работодатели гоняются за вузами, просят открывать кафедры, растить этих людей, - рассказывает Елена Витчак, руководитель департамента по управлению персоналом корпорации "Система".
К слову, о том, что в России слишком много вузов, говорят уже не первый год. Так, в прошлом году на уровне правительства отмечалось, что в стране должно остаться 50-60 университетов, дающих по-настоящему качественное образование. Однако пока никаких мер по этому поводу не предпринимается, а в Санкт-Петербурге на сегодняшний день насчитывается порядка 100 университетов. Из них, по оценке экспертов, заслужить мировое признание способны три - пять вузов, но для этого придется подождать как минимум лет десять.