Анонс "Монстра" сразу бьет наповал актерским дуэтом Джорджа Клуни и Джулии Робертс, бодрые трейлеры "держат нерв", зритель спешит насладиться хорошим триллером. Впрочем, ожидания будут оправданы не полностью. Но об этом - чуть позже. Сначала - о сюжете.
Действие разворачивается в телевизионном павильоне. В этом, пожалуй, и заключается главная прелесть картины. Уолл-Стрит показан не от лица брокера, а со стороны телевизионщиков. Ли Гейтс (Клуни) - этакий "селебрити", топовый ведущий программы о рынке, деньгах и о том, как их заработать без особого труда (что, конечно, любят все). Подача сравнима с викторинами и музыкальными шоу: Гейтс-Клуни комичен и дурашлив, он кривляется на камеру - и все это выглядит по-хорошему забавно. Ну а контролирует необузданное поведение звезды продюсер Пэтти Фенн (Робертс). Она - серый кардинал, вкладывающий в голову своего подопечного мысли и слова. Вот только Гейтс своего "кардинала" зачастую игнорирует.
В пятничном выпуске Ли рассказывает зрителям о том, как что-то пошло не так у финансовой конторы, недавно запустившей новую компьютерную программу, позволяющую сверхбыстро покупать акции. Сервер не выдержал нагрузки, случился сбой, проще говоря - "глюк" (кстати, это слово в фильме произносят чаще междометий). Идиллию, в которой хорошо только Гейтсу, прерывает юноша, закравшийся на площадку.
Парень оказывается не взбалмошной задумкой ведущего (мол, креативный ход, как думали в студии), а террористом в поясе со взрывчаткой. Кайл Бадвелл (Джек О'Конелл) вложил все средства в акции компании. Причем сделал это по совету Ли Гейтса: журналист активно рекомендовал зрителю покупать ценные бумаги. Безответственная болтовня довела Бадвелла до разорения. То же произошло с тысячами других людей. Теперь - будучи под дулом пистолета - ведущий должен ответить на вопрос: "Почему так получилось?". Для чего ему приходится применять все свои профессиональные навыки.
Сама Фостер позиционирует фильм как сатирический триллер и драму. Со вторым пунктом получилось откровенно слабо. Глупца со взрывчаткой действительно жаль, но основной посыл - рассуждения о цене человеческой жизни - не срабатывает. Упрощает задуманное и вторичная детективная линия - хотя в "начинке" есть и теория заговора, и "стокгольмский синдром", которые, казалось бы, должны идеально ложиться в заданный вектор. Хромает и юмор. Некоторые шутки действительно остроумные, но часть этим качеством вовсе не отличается. По-настоящему любопытно смотрится телекухня, а формат прямого эфира держит внимание. Однако с финансовой аферой, похоже, не дотянули.
Кто действительно украшает ленту, так это актеры. Кумир женщин - Клуни, не лишенный приличной доли самоиронии (смеяться над своей привлекательностью он начал еще в фильмах легендарных братьев Коэн) - позволяет себе нелепо танцевать в котелке с огромной золотой цепью (так начинается его программа). А далее убедительно превращается из собственно "монстра" в человека. Джулия Робертс хороша в роли сдержанной и волевой женщины - одной из немногих, кто остается в здании, которое в любой момент может разлететься на части. Она самоотверженна в желании спасти коллегу и - заодно - провести собственное расследование.
Ждать от четвертого фильма Фостер экшна, сравнимого с какой-нибудь "Телефонной будкой" Джоэла Шумахера, не стоит. Остросюжетного расследования по принципу документалок Стоуна - тоже нет. А дерганность и перескоки от одного к другому во многом упрощают "Финансового монстра" и заставляют его провисать. Впрочем, ощущение непрерывного действия - вкупе со звездным дуэтом Клуни и Робертс - несколько сглаживает эти шероховатости и делает картину вполне достойной просмотра.
3.0