В интервью "Интерфаксу" заместитель главы администрации президента Украины Константин Елисеев утверждал, что Москва якобы дала согласие на развертывание вооруженной полицейской миссии наблюдателей. При этом чиновник сослался на записи неких телефонных переговоров, которые вели лидеры стран "Нормандского формата". Доказательства он, разумеется, не представил. Ситуация выглядит тем более странной, поскольку означает публичное признание г-на Елисеева в том, что украинские спецслужбы прослушивали руководителей иностранных государств, обсуждавших с президентом Порошенко вопросы украинского урегулирования. Впрочем, канцлеру Германии Ангеле Меркель к подобным вещам не привыкать - как ранее стало известно ее беседы прослушивали американские спецслужбы. Но официальный Берлин постарался торопливо замять этот постыдный факт. А вот главы Франции и России вполне могут счесть поведение Киева, если такая прослушка действительно имела место, оскорбительным.
На громкие заявления г-на Елисеева моментально отреагировали в российском МИДе. "Россия не давала согласия на размещение военизированной миссии в Донбассе", - заявил статс-секретарь, заместитель главы МИД России Григорий Карасин, отвечая на вопрос "Интерфакса". Дипломат дал понять, что подобные инициативы должны обсуждаться в соответствующих для этого форматах: в рамках Контактной группы, которая соберется в Минске и ОБСЕ. "Многословие киевских стратегов лишь мешает делу", - заключил Карасин.
Очевидно, что на Украине настойчиво продвигают в европейских кабинетах идею приглашения вооруженных полицейских в зону конфликта в дополнение к уже успешно работающим там "гражданским" лицам из ОБСЕ. Свои планы власти Украины объясняют расплывчато, заявляя о необходимости обеспечить безопасность и порядок на период проведения на Донбассе выборов. Хотя ни с ДНР, ни с ЛНР этот вопрос не обсуждался. Не случайно, что в Донецке сразу же усмотрели в инициативах Киева попытку повторения югославского сценария 1990-х годов. Тогда все на Балканах начиналось с направления вооруженных голубых касок для усмирения сторон конфликта, а закончилось кровавой резней и делением Югославии на "лоскуты". "Чтобы охранять человека с пистолетом, нужен будет человек с ружьем. Потом БТР, потом БТР нужно будет охранять танком, и, в принципе, повторится вариант Югославии. Мы этого не допустим. Все оружие, которое они будут сюда везти, будут сдавать на границе", - заявил глава ДНР Александр Захарченко.
Несколько дней назад официальный представитель МИД России Мария Захарова, в свою очередь, четко дала понять, что "никаких договоренностей о создании некой "полицейской миссии", "миротворческих сил" или "вооруженного компонента" действующей на Украине специальной мониторинговой миссии ОБСЕ не принималось ни в Контактной группе, ни в "нормандском формате", ни в самой ОБСЕ". "Самое простое, что можно сделать, к сожалению, было сделано украинской стороной: была дана информация, которая не соответствовала действительности и в то же время достаточно просто укладывалась в сознание тех, кто не является экспертом в данном вопросе", - обрисовала манипуляции Киева официальный представитель МИД России. А во вторник в интервью "Комсомольской правде" глава МИД России Сергей Лавров напомнил о том, что "можно сколько угодно прятаться за тем, что безопасность не обеспечена". "Украинцы говорят, что политические реформы начнутся только, когда безопасность будет обеспечена на 100% в течение нескольких недель или месяцев. Это нереально, и такого не бывает никогда и ни в одном конфликте, пока не урегулированы политические аспекты кризиса", - отметил министр иностранных дел России, который неоднократно указывал, что для обеспечения порядка на выборах в Донецкой и Луганской народных республиках достаточно невооруженной миссии ОБСЕ.