Об этом тоннеле мечтали еще деды его нынешних строителей - впервые идея постройки появилась вскоре после войны, в 1947 году, но тогда осуществить ее было технически невозможно. Спустя полвека строительство все же началось. Для ускорения процесса проходчики шли с двух сторон - с севера и юга. Швейцарские газеты пишут, что на стройке одновременно были заняты 2,4 тыс. рабочих, извлечено 28 млн тонн горной породы, чего хватило бы на строительство 5 пирамид Хеопса.
Официальное открытие тоннеля состоится 11 декабря. Пассажирские поезда будут проходить по нему со скоростью 250 км/ч, грузовые - 160 км/ч. В сутки здесь ожидается до 325 поездов.
Швейцарский тоннель на 3 км длиннее тоннеля Сэйкан, который связывает японские острова Хонсю и Хоккайдо, и почти на 7 км - тоннеля под Ла-Маншем.
Вслед за VIP-персонами проехать на двух поездах по новому тоннелю смогут 1000 граждан Швейцарии, выигравших билеты в лотерее, которая проходила в начале года на ТВ страны. А в ближайшие выходные смогут прокатиться уже все желающие. Билеты продаются на сайте железных дорог Швейцарии. Цена - от 32 швейцарских франков (30 евро).
В честь события в конце мая в Швейцарии выпустили монеты, посвященные Готардскому тоннелю, - золотые и серебряные. Золотых 50-франковых отчеканили 4,5 тыс., на них изображен южный портал тоннеля. Продавали их по 580 франков (575 евро). Серебряных 20-франковых с изображением северного портала отчеканили 5 тыс. в подарочных коробках и 30 тыс. - без упаковки. Их можно было купить за 55 франков (50 евро) и 25 франков (20 евро) соответственно.
В 2009 году нас пригласили в Швейцарию и помимо прочего показывали, как идет строительство этого тоннеля. Перед тем как отправить под землю, выдали всем новенькие оранжевые комбинезоны, сапоги, желтые каски и даже противогазы, прочитали часовую лекцию как себя вести, если, не дай Бог, вдруг что, со слайдами и видеосюжетами, - более трепетного отношения к безопасности я не встречал. А всего-то пришлось сесть в вагончик и проехать пару километров по железной дороге, как в метро, до места, где какая-то шайтан-машина тупо долбила скалу. А всю горную породу, которую она намолотила, грузовые вагончики аккуратно поставляли наверх, а самосвалы вывозили куда-то прочь. При этом чистота на месте стройки была фантастическая, даже сапоги при выходе из тоннеля там положено мыть под специальным краном. Сам вход в строящийся тоннель и его окрестности утопали в зелени.
Но самое интересное - я спросил, зачем они решили рыть этот тоннель? Ведь колоссальная работа, долго, дико дорого. А поезда из Цюриха в Милан и так ходят, причем весьма комфортные. И начальник стройки невозмутимо объяснил мне, что с вводом тоннеля время в пути из Цюриха в Милан сократится (внимание!) с 3 часов 40 минут до 2 часов 50 минут.
Это из-за этих 50 минут они 17 лет долбили скалу и продолбили в ней 57 км.
Да, и за все эти 17 лет я как-то не слышал ни одного сообщения, что деньги на строительство были как-то распилены или разворованы. Не говорю уже про какие-либо откаты.
У вас еще есть вопросы?
Подготовил Игорь Черняк