Биньямин Нетаньяху приехал в Россию с официальным визитом. Лидеры встречались совсем недавно: в апреле в Москве, а в прошлом году дважды провели переговоры. И это не считая неоднократных телефонных бесед. В России придают большое значение контактам с Израилем не только потому, что эта страна один из ключевых игроков на Ближнем Востоке, но и в силу исторических отношений, глубокого проникновения культур и традиций.
Серьезное внимание на переговорах уделили торгово-экономическим связям. Из-за неблагоприятной ситуации на мировых рынках в прошлом году объем товарооборота сократился на 32 процента до 2,3 млрд долларов, и в этом году падение продолжается. Так что лидеры посмотрели, какие резервы можно задействовать для стимулирования сотрудничества. К примеру, есть планы по зоне свободной торговли между ЕАЭС и Израилем. Успешно продвигается взаимодействие в высокотехнологичных сферах - авиастроении и фармацевтике. Хорошие перспективы и в сельском хозяйстве: израильские производители могут существенно нарастить свое присутствие на российском рынке, считает Путин.
В энергетике есть возможности для сотрудничества, считают оба лидера. Был проект по доставке "голубого топлива" в Израиль, но он стал неактуален, когда на шельфе там нашли газ. Но возможно оснащение транспорта в Израиле сжиженным газом. "Изучаем возможности сотрудничества и по другим направлениям: здесь все возможно", - не исключил Путин.
Отвечая на вопросы журналистов, российский президент раскрыл планы "Газпрома" после окончания контракта с Польшей. Объемы газа, поставляемые сейчас в эту страну, предложат другим компаниям. Российский лидер напомнил, что партнеры на корпоративном уровне пока ни от чего не отказывались. Но заявление было сделано чиновником высокого уровня в польском правительстве, а компания - государственная.
"Газпром" намерен в ближайшее время сделать оферту любым другим партнерам - и польским, и европейским, и каким угодно - "приобретать сегодняшние объемы, которые мы направляем для Польши, на белорусско-польской границе после окончания контракта, заключив новый контракт на 10-15 лет", - сообщил Путин. "Это могут быть и польские компании, и немецкие, и австрийские, итальянские, французские, нам все равно. Кто-нибудь да купит", - добавил он. "Если нет, то будем искать другие рынки, ничего страшного, - продолжил президент и неожиданно добавил с улыбкой, посмотрев на Нетаньяху: - Может, израильтяне купят и будут продавать этот газ в Польшу".
Российский лидер также прокомментировал будущее проектов экспортных маршрутов по дну Черного моря. "Есть известные трудности политического характера с Турцией, - отметил он. - Но мы окончательно не отказывались ни от одного из проектов - ни от "Южного потока", ни от "Турецкого потока". Нам нужна только ясная позиция Еврокомиссии - ясная, понятная, однозначно понимаемая. Этого нет пока ни по одному из этих проектов".
Нетаньяху призвал российские энергетические компании участвовать во всех конкурсах в его стране. Нет никаких законодательных ограничений, заверил он: "Наши двери открыты".
Естественно, звучала и чувствительная тема - память о Второй мировой. "Наши народы вместе боролись с нацизмом и заплатили за победу огромную цену. Поэтому мы обязаны и будем хранить память о героях и жертвах той войны, будем противостоять попыткам переписать ее итоги, забыть трагедию Холокоста", - заверил Путин. "Мы никогда не забывали и не забудем ту огромную роль, которую внесла Россия и ее народ в победу над нацистской Германией", - сказал Нетаньяху.
Речь шла и о непростой ситуации в ближневосточном регионе. "Мы выступаем за всеобъемлющее и справедливое урегулирование палестино-израильского конфликта, - напомнил российский президент. - Востребованы активные совместные усилия, в том числе в рамках ближневосточного квартета. Россия готова принять участие в этой работе". Говорили о необходимости совместно противостоять международному терроризму. "Израиль знает, что это такое, непонаслышке борется с терроризмом, и в этом смысле мы, безусловно, союзники", - сказал Путин. Россия будет укреплять контакты с израильскими партнерами по борьбе с экстремизмом, заверил он.
В Израиле полтора миллиона выходцев из бывшего Советского Союза, из России. "Это живой мост между нашими странами", - считает премьер-министр этой страны. Он надеется, что со временем количество говорящих на иврите в России будет сопоставимо с числом русскоязычных в Израиле.
Это пожелание получило неожиданное развитие. На пресс-конференции израильский журналист задал несколько вопросов на иврите. В ответ на один из них Путин заявил, что относится исключительно положительно к переговорам по нормализации отношений Израиля с Турцией: "Чем меньше будет проблем между государствами, тем лучше". Ответ же Нетаньяху на другой вопрос, как и саму тему, переводчик не сообщил, заметив, что это посвящено внутренним делам.
"Жалко, у нас немного людей говорят на иврите", - заметил на это Путин. Тема продолжилась и в Большом театре перед концертом. "Я выразил надежду президенту Путину, что число тех в России, кто говорит на иврите, будет равно числу тех, кто говорит на русском языке в Израиле", - сказал Нетаньяху. Со своей стороны Путин парировал: "Можно быстро и легко добиться того, о чем сказал премьер-министр. Как сделать так, чтобы на иврите говорило в России столько же людей, сколько в Израиле? Вернуть нам половину уехавших!".